Назад на первую страницу; Назад на страницу подворья; Назад на страницу библиотеки подворья. Назад к содержанию книги

Слово на пассии в 5-ю неделю Великого поста

О необходимости молитвы среди искушений

Бодрствуйте и молитесь,

чтобы не впасть в искушение:

дух бодр, плоть же немощна

(Мф. 26, 41).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ужасна была ночь, возлюбленные во Христе братия и сестры, начавшаяся гефсиманскими скорбями Господа нашего Иисуса Христа. Он в эту ночь претерпел мучительную внутреннюю борьбу с Самим Собой, ужасные душевные страдания, бывшие предвкушением мук и страданий крестных. Он скорбел в эту ночь и ужасался чаши страданий. Закончилась сия ночь предначинательными страданиями Богочеловека во дворе первосвященника Каиафы.

Ужасны были и наступившие после ночи утро и день пятницы, это были утро и день самых страданий и страшной и вместе с тем унизительной смерти Богочеловека. Но не один Христос Спаситель подвергся тяжким искушениям в это страшное время. Великие искушения предстояли тогда и друзьям, и врагам Христовым. Друзьям предстояло или, препобедив искушение, разделить вместе со своим Божественным Учителем предлежавшие Ему опасности, или, поддавшись малодушию, изменить своей любви к Нему и оставить Его одного среди врагов и страданий. Врагам же Его предстояло иное искушение: воспользоваться благоприятным случаем для приведение в исполнение своих злобных замыслов и, достигнув их осуществления, совершить величайшее в истории человечества преступление - богоубийство.

Всем, подвергшимся искушениям, необходима была величайшая бдительность и ограждение себя самым надежным щитом против искушений - молитвою. Поэтому-то Сам Господь Иисус Христос в ожидании грядущих искушений и страданий в эту ночь как никогда и бодрствовал, и молился с необыкновенным для Него напряжением, и ученикам Своим внушал: бдите и молитеся, да не внидете в напасть: дух убо бодр, плоть же немощна (Мф. 26, 41). Но, к сожалению, только Он один в эту ночь бодрствовал и молился и отразил со славой все искушения. Напротив же, и друзья, и враги Его под ударами искушений пали.

Посему молитеся, дорогие мои, да не внидете в напасть. В молитве Сам Господь указывает нам благонадежнейшее средство для отражения искушений и успешной борьбы с ними. И действительно, молитва есть самое верное оружие для отражения и препобеждения искушений. Если вся наша судьба находится во власти Божией, и от Господа Бога зависит попустить нам или же отвратить от нас искушение, если Господом даруются человеку и силы, потребные для успешной борьбы с искушениями, то что возможет сравниться с молитвою, через которую мы можем получить избавление от постигающих нас напастей и искушений?

Но, к сожалению, не все и не всегда могут пользоваться молитвою, как надежнейшим средством к препобеждению искушений. Подобно Апостолам, которые в Гефсимании не могли и одного часа бодрствовать и молиться с Господом, готовившимся к страданиям и смерти, и мы, большей частью, бываем погружены в тяжкий сон - сон не телесный, как Апостолы, а сон духовный, в тяжкий сон беспечности и нерадения, так что столкнувшись с искушениями мы оказываемся вовсе не умеющими молиться. И поэтому, встречая искушение без молитвенного приготовления, без молитвенного духа, мы, как и Апостолы, падаем под тяжестью нашедшей на нас напасти. Из сего-то и следует уразуметь, как мы должны заботиться о приобретении этого благонадежнейшего средства в борьбе с искушениями, указанного Самим Господом, - молитвы - и как должны стараться научиться молиться горячо и постоянно.

Средств к возбуждению в себе молитвенного духа очень много, и они разнообразны, но самое лучшее из них пособие - это воспоминание о страданиях и смерти Христовой. При этом воспоминании само собою возбуждается усердие и пламенение к молитве, возникает сознание необходимости для нас молитвы и уверенность в ее благоуспешности. Необходимость высшей помощи, а вместе и молитвы для испрашивания этой помощи у Бога с наибольшей силой осознается душой христианина, когда он с особой ясностью и живостью представляет, с одной стороны, тяжесть и опасность искушений, постигающих его на пути земной жизни и, особенно, в трудные минуты крестоношения, и, с другой стороны, крайнюю немощь нашего обреченного на это крестоношение естества. Так при воспоминании страданий и Креста Христова со всей очевидностью открываются пред взором христианина и тяжесть, и опасность его искушений, и бессилие человеческой природы, обреченной на борьбу с ними; и сами искушения сии с непререкаемою силой говорят о необходимости высшей помощи, а равно и молитвы для испрашивания ее от Бога.

Во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа в Нем Самом никогда так сильно не возбуждались молитвенный дух и горячая усердная молитва, как при мысли о крестных страданиях. Когда Он помышлял о их тяжести, то молитва Его была настолько горяча, что она, как на Фаворе, просветила лицо Его, как солнце, а в Гефсимании, готовясь испить чашу страданий крестных, Он молился до пота, падавшего как капли крови. Так тяжесть предстоящих страданий возбуждала Иисуса Христа к усердной, пламенной молитве.

Точно так же бывает и со всяким истинным христианином. С большею, чем когда-либо, силою возбуждается в душе христианина молитвенное настроение при воспоминании о страданиях и смерти Христовой. Кто только часто и со вниманием останавливает свой мысленный взор на страданиях Христовых, тот приучается усердно молиться и приобретает дар постоянной горячей молитвы. Понятна ли причина этого явления? Крестный путь Господа нашего Иисуса Христа, дорогие братия и сестры, есть первообраз нашего с вами крестного пути. Вся земная жизнь Спасителя есть первообраз жизни на земле Его Церкви и каждой истинной души христианской. Поэтому, как у Господа были дни особенно тяжкие и скорбные, дни Его страданий - от Гефсимании до Голгофы, так и у каждого христианина есть и будет своя посильная Гефсимания и своя посильная Голгофа. Как для Господа эти страдания были ужасны и тяжелы, так они будут тяжелы и для последователя Его.

Для каждого истинного христианина, рано или поздно, в средине ли или в конце поприща, но непременно по определению Промысла Божия настанет пора, когда все восстанет против него: и тяжелые внешние искушения, и мучительные внутренние соединятся вместе и обрушатся своею силой на крестоносца Христова, и тогда положение его будет особенно тяжело и опасно. И вот, живо представляя себе при воспоминании страданий Христовых эту страшную возможность - погибнуть под тяжестью искушений и бедствий, христианин ясно сознает необходимость молитвы для испрашивания себе помощи у Бога, помышляя, что если Сам Господь Иисус Христос обращался с молитвою о помощи к Отцу Небесному, если Ему среди искушений послан был укреплявший Его Ангел, то тем более необходима помощь свыше для нас, облеченных в немощную плоть и не могущих положиться на бодрость своего духа. Да, если бы чаще воспоминали мы о страданиях Господних, то непременно стяжали бы дух молитвы постоянной и горячей.

Усердие к молитве, возбуждаемое необходимостью ее для нас, с неменьшей силой возбуждается и поддерживается в нас так же и уверенностью в ее благоуспешности, уверенностью в том, что молитва наша будет услышана. Ведь и в обыкновенном быту наше прошение тогда бывает твердым и дерзновенным, когда мы уверены, что оно будет исполнено. И, напротив, бывает слабым и робким, если мы не ждем от него успеха. Точно так же и в молитве: она тогда бывает пламенной и усердной, когда мы уверены, что она будет услышана. Если же сила молитвы так много зависит от уверенности в ее успехе, то какая же сильная молитва должна возбуждаться в христианине, при воспоминании страданий Христовых, которые так решительно ручаются за успех нашей молитвы, уверяя нас, что Господь Иисус Христос и хочет, и может помочь нам и непременно услышит наши молитвы.

Главная причина нашей готовности помочь кому-либо заключается в сочувствии нашем к просителю, в любви к нему и в понимании угрожающего ему бедственного положения. И вот когда проситель в нашей любви к нему и сострадании находит готовность помочь ему, тогда он уверен в успехе своего прошения об избавлении от несчастья. Какою же сильною уверенностью в готовности Господа нашего Иисуса Христа внимать нашим молитвам и помогать нам должны мы исполниться при воспоминании о страданиях и Кресте Христовых! Возможны ли вернейшие свидетельства о Его безграничной любви к нам, нежели свидетельства, представленные Его крестными страданиями за нас, недостойных? Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13).

При воспоминании о страданиях Христовых какие еще нужны ручательства того, что Иисус Христос может и понять всю тяжесть нашего крестоношения, и благоискусно помочь нам? Он знает тяжесть нашего крестоношения не только по Божественному Своему всеведению, но знает ее и по собственному опыту. Он прошел такой тернистый крестный путь, какого никто никогда не проходил и никто никогда не пройдет, потому что он - никому не под силу. Он претерпел такие ужасные страдания, что об одном только о них воспоминании человек приходит в содрогание. Не отзовется ли с любовью и скорбью на нашу мольбу Тот, Кто Сам от полноты страданий, вися на кресте, взывал к Отцу Своему Небесному: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил (Мф. 27, 46)? Не распрострет ли Свои благостные объятия Тот, Кто Сам призывает к Себе скорбящих и говорит: приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28). Так, дорогие, надо только помнить тяжесть страданий Христовых, и это памятование научит нас молиться с верою и силою, молиться благоуспешно всегда, в самые трудные минуты нашей жизни. Поэтому смело обращайся, христианин, со своею молитвою о помощи среди искушений и опасностей к Иисусу Христу и доверяйся без колебания на своем крестном пути водительству Божественного Крестоносца. Вспомни претерпенные Им бичевания, заушения, оплевания, биение тростью по главе, венчание венцем терновым, язвы гвоздинные на руках и на ногах, невыносимо тягостное висение на Кресте, страшную жажду в часы крестных страданий, прободенное ребро, - вспомни все это, и ты поймешь, что Ему известна немощь страждущей под крестом плоти нашей.

Если ты изнемогаешь под тяжестью внутреннего креста, то и в этой борьбе никто лучше Его не поможет тебе, потому что и внутренний крест в наивысшей степени своей Ему известен. Какую Он перенес тяжелую душевную борьбу с Самим Собой, видно из того, что молил Отца Своего Небесного да минует Его чаша страдания, та чаша, ради которой Он и пришел на землю. Какой внутренний перенес Он крест при виде Своего ученика-предателя, при виде оставления Его прочими учениками и отречения от Него клявшегося Ему в верности Петра, при виде неистовствующего народа, требовавшего Его распятия, народа, которому Он столь много благодетельствовал, при зверстве распинателей и бесчеловечии хулителей, издевавшихся над Его крестными муками, и, наконец, при оставлении Его Самим Отцом Небесным?

Помни все это, христианин, и в тебе явится непоколебимая уверенность, что Голгофский Страдалец может всем искушаемым помочь, и эта благодатная уверенность со всею силою будет возбуждать в тебе усердие к молитве, и ты приобретешь благонадежнейшее средство к препобеждению искушений и напастей.

Ты же, Милосердный Господи, воззри милостиво на нас, хотя и недостойных, но верных Твоей любви чад, собравшихся здесь, чтобы почтить память Твоих страданий, и милостив, милостив буди к нашим грехам и неправдам и сподоби вместе с благоразумным разбойником взывати к Тебе: Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем. Аминь.

1964 г.

Назад на первую страницу; Назад на страницу подворья; Назад на страницу библиотеки подворья. Назад к содержанию книги