Назад на первую страницу; Назад на страницу подворья; Назад на страницу библиотеки подворья. Назад к содержанию книги
Слово в великую Пятницу и Благовещение
Свет радости прогоняет скорбь
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры, когда на востоке, на блестящей поверхности горизонта, восходит прекрасная светоносная заря, то многообразный лик прекрасных звезд спешит скорее скрыться, густой мрак темной ночи совершенно исчезает, в зеленых лесах раздаются стройные звуки приятных голосов различных птиц, люди пробуждаются от глубокого сна, чтобы приступить к обычным своим занятиям. И всему миру эта светоносная вестница возвещает близость солнца, возвещает, что вот уже настает день.
Точно так же сегодня из светлых обителей Невечернего Востока исходит огнезрачный Архангел Божий, светлый и чистый Гавриил. И тотчас же, как он приветствием своим: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1, 28), возвещает пришествие незаходимого Солнца правды, начинает поспешно убегать богопротивное многобожие, человеческий род, погруженный в сон неведения, пробуждается к христианской жизни в православной вере. Через благодатное Благовещение Архангела мир от нечестия обращается к благочестию.
О, неизреченная радость! О, невыразимое чудо! Радость, ибо сегодня Превечный Бог отверзает недра Свои и дарует нам Единородного Сына Своего; Сын воплощается содействием Всесвятаго Духа, Дух нисходит на Деву, и Дева бессеменно зачинает. Чудо, ибо бессмертное соединяется со смертным, второе Лицо Пресвятой Троицы воспринимает естество человеческое, вечное и временное пребывает в одной Ипостаси. Радость, ибо разрешается осуждение первозданного Адама и даруется благодать к стяжанию рая, из которого преслушание изгнало нас. Чудо, ибо бестелесный, бесплотный и невещественный Бог благоволит принять тело, плоть и вещество, соединяя в Своем существе и человеческое и Божественное.
Величественное и трогательное зрелище небесной радости, духовного восторга представляла назаретская горница Пресвятой Девы Марии в минуту архангельского благовестия о рождении от Девы Спасителя мира. Вот перед нами Благовестник - Архангел Гавриил. Он полон безграничного восторга, сподобившись великой почести - принести на землю весть о рождении от Девы Сына Божия. На небе бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся, - говорит Евангелие (см.: Лк. 15, 10). А он - Гавриил - явился с благовестием о рождении Того, Кто весь мир призовет к покаянию, прольет кровь Свою за спасение мира и бесчисленное множество людей покаявшихся спасет от вечной погибели. И Гавриил полон восторга, неудержимого восторга. Он и изливает этот наполняющий его душу восторг в пламенных, утешительных словах: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами (Лк. 1, 28)!
Предмет благовестия, значение его так восторгает Посланца Небес, блаженство Богоизбранной Посредницы так поражает его, что он еще прежде самого благовестия называет Ее возлюбленною Богом, Который с Нею, благословенною между женами. И когда Пресвятая Дева смущается от его слов и размышляет, что бы это было за приветствие, он успокаивает, умиряет Ее смущение новым восторженным изречением благовестия. Не бойся, Мария, - говорит он Деве, - ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк. 1, 30-33). На новое недоумение Девы о том, как будет рождение от Нее Сына, когда Она мужа не знает, Архангел вновь, исполняясь силы и восторга, возвещает Ей: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово (Лк. 1, 35-37). И, совершив свое благовестие и услышав от Марии полные смирения и преданности воле Божией слова: се, Раба Господня; да будет мне по слову твоему (Лк. 1, 38), Архангел в том же восторге отходит от Девы, в каком и явился, и благовествовал Ей.
Точно также и сердце Приснодевы было исполнено внутреннего восторга при архангельском благовестии о рождении от Нее Спасителя мира. И восторг этот открылся при первом же поводе к обнаружению его - при встрече Марии с праведной Елисаветой.
Услышав приветствие Богоотроковицы, Елисавета, исполнившись Духа Святаго, называет Марию благословенною между женами и Материю Господа. И в ответ на это приветствие, Пресвятая Дева со всею силою изливает восторг Своей души. Величит душа Моя Господа, - восклицает Она, - и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 46-48). Такую священную радость испытывала Пресвятая Дева в минуту благовещения Ей Архангелом дивного и небывалого откровения. И нас всех к этой же радости призывает воспоминаемое ныне всерадостное событие.
...Но что еще зрится сегодня через оконце назаретской горницы? Это Иерусалим, град Царя Великого, наполненный бесчисленным множеством народа, взволнованный и безпорядочный. Готовится кровавое дело. Мужа величественного подвергают оплеванию, биению, заушению, страшным ранам, осуждают на смерть и на Голгофе пригвождают ко Кресту. Невыносимые страдания, бесчеловечные поругания испытывает Он и в страшных мучениях предает дух Свой в руки Отца Небесного.
Кто этот необычайный Страдалец? Прочтем надпись на Кресте: "Иисус Назорей, Царь Иудейский", - вот что гласит эта надпись... Необычайный Страдалец - Тот самый Иисус, о Котором Архангел благовествует Деве. Благовестник Небесный, где же твое благовестие? Ты возвестил, что Сын Марии будет велик, а Он висит на Кресте умален, унижен паче вех сынов человеческих. Ты возвестил, что Он наречется Сыном Всевышнего, а Он вменяется с беззаконными, подвергается позорной казни. Ты возвестил, что даст Ему Бог и Отец престол Давида царя, а Он вознесен на Крест. Ты возвестил, что Его царству не будет конца, а Он скоро должен перейти из царства живых в царство мертвых. Где же истина твоего благовестия? Не должна ли на печаль преложиться радость благовестия твоего?
"Да не смущает никого, - ответил бы нам Благовестник на подобные недоумения наши, - да не смущает никого зрелище уничижения, страданий и смерти Сына Мариина. Так надлежит пострадать Христу и войти в славу Свою. (...). Страдания и смерть Его ужасны, причиняют скорбь великую, но они промелькнут, подобно короткому тяжелому сну, и сменятся вечною славою, вечным Царством Его. Кратковременная скорбь должна как тень исчезнуть пред светом радости!" Аминь.
1961 г.
Назад на первую страницу; Назад на страницу подворья; Назад на страницу библиотеки подворья. Назад к содержанию книги