Назад на первую страницу; Назад на страницу подворья; Назад на страницу библиотеки подворья. Назад к содержанию книги
Слово в Неделю Святых Отцев I Вселенского Собора
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3)...
Возлюбленные во Христе братия и сестры! Сегодня святая Церковь вспоминает и прославляет святых Отцев I Вселенского Собора, состоявшегося в г. Никее в 325 году по Рождестве Христове. Этот собор святых Отцов, съехавшихся со всех концов мира, осудил и публично предал анафеме нечестивое учение Ария и его единомышленников, учивших о лице Иисуса Христа, унижавших Его Божеское достоинство и низводивших Его на степень нисшей твари: будто Иисус Христос не есть истинный Бог, но тварь, которая сотворена Богом. Это нечестивое учение, внушенное диаволом Арию и его последователям, в самом основании ниспровергало веру христианскую и все ее существо. Ведь если допустить, что Иисус Христос не был Единосущным и сопрестольным Отцу, если Он не есть истинный Бог, то значит, наше искупление остается мечтою, мы еще находимся во грехах и не имеем никакой надежды на свое спасение и воскресение из мертвых. Ибо вся сила христианской веры заключается в признании Иисуса Христа истинным Богом, Который Своими страданиями и смертию искупил род человеческий, даровал людям отпущение грехов и вечную жизнь. Поэтому святые Отцы, собравшись в г. Никею числом 318 человек, доказали всю ложь и нелепость Ариева учения, поскольку в самом деле невозможно было кому-либо кроме Единородного Сына Божия, совершить искупление и спасение человеческого рода и принять на себя грехи всего мира.
Еретики хотели через свое нечестивое учение отнять у верующих их надежду, их упование, отраду, их славу и их силу - то, чем для нас являлся, является и будет являться Иисус Христос, Спаситель мира. Предав анафеме еретическое нечестие, святые Отцы изложили свое православное учение и запечатлели его в православном исповедании, именуемом Символом Веры, который наша Церковь содержит. Во втором члене Символа Веры говорится: "верую во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истина, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша"... Святая Церковь благодарит Господа, что Он воздвиг на земле светила умные - святых Отцов, которые утвердили и сохранили православную веру.
В уверение же наше, что Иисус Христос есть истинный Бог, единосущный Отцу, ныне Церковью для нашего назидания предложено Евангельское чтение с первосвященнической молитвой, с которой Спаситель обратился к Отцу Своему прежде крестных мук страданиями. Из этой молитвы ясно видно, что Господь Иисус Христос есть истинный Бог, Который Своими страданиями и смертью искупил весь род человеческий. Грядущий к вольной страсти, Спаситель возвел очи на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знаю Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое... И всё Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17, 1-6, 10-11).
Из этой молитвы открывается, что Господь Иисус Христос единосущен и единоправен с Богом Отцом. Кроме того, эта молитва научает нас, что для того, чтобы наследовать жизнь вечную, необходимо иметь правильное познание о Боге Отце и посланном Им Иисусе Христе, а равно надо знать и учение Христово и Его заповеди. А для этого необходимо быть членом Церкви, потому что в Церковь, как в сокровищницу, Господь положил все необходимое для того, чтобы каждый мог почерпать из нее истинное учение о Боге и необходимые средства для спасения.
Но познавать Бога надо не холодным сердцем и умом, а сердечною любовью и теплотою чувств, исправлением своего жития, отвержением своих пороков и страстей, и всего худого и греховного, добродетельной жизнью и постепенным стремлением к святости и совершенству. Будьте святы, яко Аз свят есмь Господь Бог ваш. Будьте совершенный, как и Отец ваш Небесный совершен есть... Святые Апостолы во всех посланиях, в которых они обращаются к христианам, увещевают их с познанием Бога соединять исправление своей жизни и преуспеяние в добродетели и непорочной нравственности.
Святой апостол Петр пишет: покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Пет. 1, 5-11).
Поэтому, если Ты знаешь, что Господь свят, старайся быть сам святым. Если Господь благ и милосерд, будь и Ты милосердным и сострадательным, если Господь кроток, будь и ты кротким, во всем подражая Своему Творцу.
Дорогие братия и сестры, прославляя сегодня святых Отцов, утвердивших православную веру, будем молить Господа, чтобы Он помог и всем нам сохранить правую святую божественную веру до конца своей жизни и этою верою достигнуть желаемой блаженной вечности. Аминь.
1964 г.
Назад на первую страницу; Назад на страницу подворья; Назад на страницу библиотеки подворья. Назад к содержанию книги