Назад на первую страницу; Назад на страницу подворья; Назад на страницу библиотеки подворья. Назад к содержанию книги
Слово на акафист преподобному Сергию
О многословии.
Положи, Господи, хранение устом моим
и дверь ограждения о устнах Моих!
(Пс. 140, 3)Дорогие во Христе братия и сестры! В числе многих известных нам добродетелей Преподобного Сергия, списатель жития его указывает на одну, неизменно доставлявшую ему искреннее уважение слушающих - это его кроткие и умилительные речи и слова. Так повествуется, что Преподобный Сергий имел обычай каждую ночь ходить дозором мимо келий и легким стуком в окно или дверь напоминать празднословящим, что у монаха есть лучшее занятие для того, чтобы проводить в нем свободное время, а поутру осторожными намеками, не обличая прямо, не заставляя краснеть, тихой и кроткой речью вызывал в них раскаяние без досады. Благодаря своей кроткой речи Преподобный вызывал из глубины людских сердец добрые чувства и расположения и располагал их к себе. Под благодатным влиянием его слов не устоял суровейший Рязанский князь Олег, для примирения которого преподобный Сергий ходил в Рязань; тихие и кроткие слова святого старца смягчили сердце князя, и он примирился с Московским князем Димитрием Ивановичем.
Слово, как дар Божий, имеет большое значение в жизни человеческого рода, и поэтому обращаться с ним надо осторожно, от чего и побеседуем мы с вами сегодня об этом. Наше слово есть отпечаток Божия Слова. У Бога есть Слово и у человека есть Слово. У Бога Слово есть отпечатленный образ существа Его, Единородный Сын Божий. Но и наше слово не есть пустой звук, но оно также есть отпечаток и образ нашего духа. Если бы собрать все наши слова воедино, то в них мы увидели бы свое собственное изображение. Слово есть дар Божий, которым наделен человек и которым он отличается от прочих тварей. Слово - это проводник наших чувств, мыслей, желаний, радостей, печалей, которые мы выражаем друг посредством речи. Через слово мы поддерживаем взаимное общение, так что словом держится сила и союз человеческого рода. Если отнять у людей слово, то все приостановится в жизни их. Господь, когда захотел наказать горделивый помысл древних людей, намеревавшихся построить башню до небес, то прибег к простому средству: смешал языки и вследствие этого тщеславная попытка их потерпела неудачу. Такова сила и значение языка.
Словом можно убить человека и принести величайшее зло и бедствие человеческому обществу, и, напротив, можно и воскресить человека, и сохранить целые города и государства. К нашему несчастью, мы ничем так часто и так много не грешим, как языком. Язык наш слишком удобоподвижен, уста наши всегда готовы высказать все наши чувства, мысли, желания прежде, нежели все это обнаружится каким-либо образом. Оттого-то не умеющие владеть как должно своим языком и грешат часто словами против ближних, самих себя и против Бога. И потому крайняя умеренность и осторожность в словах есть
не только высокая христианская добродетель, но и лучшее средство к мирной и счастливой жизни в обществе.Слово наше никогда не пропадает даром, не уносится бесследно, не возвращается назад, но переходит в умы и уста других людей и рождает бесчисленное множество чувствований, мыслей, желаний, деяний, поступков и, разросшись в великое дерево с плодами по роду их, оно непременно встретится с нами на Страшном Суде Божием. Наше невоздержное и необдуманное слово гордого человека может привести в раздражение, немощного - навести на соблазн, болтливого - на пересуды и клеветы. У невоздержного в слове при гневе из уст сыплются укоризны, поношения на ближних, часто вовсе не заслуженные ими; в несчастии - льются бесконечные жалобы и ропот на всех и на всё; в довольстве - напротив, бесчисленное количество слов самохвальства и превозношения. И сколько причин для раскаяния, иногда очень горького и очень часто позднего, доставляет нам необузданность нашего языка! Многословие всегда унижает нас в глазах людей; хотя они иногда и терпят празднословие ради развлечения, но все равно в душе у них остается неуважение к нам. Много, много согрешаем мы языком своим. Святой апостол Иаков пишет: "Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать все тело" (Иак. 3, 2).
"Язык - небольшой член, но много делает. Он исполнен смертоносного яда, это неудержимое зло, - говорит тот же апостол, - им благословляем Бога и Отца им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию" (Иак. 3, 8-10). Не должно, братия мои, сему так быть (Иак. 3, 5, 8-10). Как из одного источника не может истекать сладкая и горькая вода, так и из уст наших не могут исходить благословение и проклятие. Поэтому воздержание языка есть лучшее средство к избежанию бесчисленных зол в жизни семейной и общественной.Удержи язык свой в то время, когда сильное огорчение взволновало твою душу, и ты предотвратишь ссору, быть может жестокую и опасную - угасишь вражду, быть может продолжительную и нескончаемую. Удержи язык твой, когда дело касается ближнего, и ты избежишь осуждения, пересудов, оклеветания и не будешь потом раскаиваться. "Слово - серебро, а молчание - золото", гласит народная пословица. Особенно удержи язык твой, когда находишься в храме на молитве, убойся оскорбить святыню или соблазнить чью-либо душу. Многословие, пустословие, празднословие - все эти виды невоздержания языка не оставляют без последствий и нашу душу. Душа обычно после празднословия пустеет, а ум мельчает, и человек празднословный бывает неспособен ни к какому важному и истинно полезному делу. Как сосуд, в котором хранится благовонное вещество, если часто открывать его, теряет крепость и благоухание этого вещества, так и душа теряет все доброе при частом открытии уст. Как сорняки мешают на доброй почве произрастать добрым злакам, так и многословие мешает рождению добрых мыслей, чувствований и слов. Древние мудрецы никогда не принимали к себе человека в ученики, не испытав его предварительно в продолжительном молчании. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере (Еф. 4, 29), - говорит святой апостол Павел. Словом своим можешь осудиться, а можешь и оправдаться. Из истории христианской Церкви я приведу вам примеры пагубных последствий невоздержности на язык, злоречия и, напротив, благотворное значение доброго, кроткого слова.
Недалеко от обители преподобного Венедикта в V веке жили две девицы, которые в посте и молитве подвизались ради угождения Богу. Но у них был один недостаток, на который им указывал преподобный Венедикт -невоздержанные на язык, они любили пересуживать и укорять других, то есть злоупотребляли даром слова. "Оставьте дурную привычку, иначе я отлучу вас от святого Причастия", - говорил им неоднократно святой старец. Но они не исправились и так и умерли нераскаянными. Похоронили их как постниц и подвижниц в храме. Но люди благочестивые впоследствии видели, что когда за литургией диакон возглашал: "оглашенные изыдите", то они вставали из своих гробов и выходили из храма. Донесли об этом Преподобному, и он стал за них совершать Бескровную Жертву, и видение прекратилось.
Другой пример - утешительного назидания - показывает, как велика сила слова, которое исходит из кроткого, благочестивого сердца; оно смиряет гордых и смягчает сердца ожесточенных. Во дни святого Льва Великого, папы Римского, на Европу напали гунны, дикий и воинственный народ, под предводительством жестокого Аттилы. На своем пути они все разрушали, сожигали, без сожаления убивали население и, разорив таким образом более пятисот городов Европы, они подошли к Риму, столице Римской империи. Население в страхе и смятении оставляло город и, бросая оружие, бежало из него, не находя в себе силы сопротивляться. Не устрашился один только святой папа Лев. Он по просьбе императора вышел навстречу грозному завоевателю, взяв с собою не воинское оружие, а оружие кроткого, доброго слова. "Аттила, ты победил всю вселенную, - сказал святой Лев, - теперь просим тебя, победи самого себя, не разрушай нашего города, пощади нас". Речь его была столь убедительна и кротка, что смягчила жестокого варвара и Аттила ответил святителю: "Твои слова тронули мое сердце. Кто бы ты ни был, человек или Ангел, но Рим обязан тебе своим спасением. Старец, ты в одну минуту и несколькими словами сделал более, нежели все многочисленные воины, воевавшие со мною, я признаю себя побежденным". Так кроткое слово сделало более, чем могло сделать сильное войско, и Рим был спасен.
Поэтому, дорогие братия и сестры, доброю ласкою и просьбою всегда можно сделать более, нежели гневом. Если вы видите, что кто-либо замышляет оскорбить вас, то вместо того, чтобы вступить с ним в ссору, поспешите смягчить гнев его ласковым словом. Чтобы показать видеть, какую силу имеет слово, исполненное христианской любви и кротости, как оно могущественно действует даже на грубых, не просвещенных светом христианской веры людей, приведем здесь еще два примера.
Однажды к подвижнику Иоанну персянину пришли злодеи с намерением ограбить его и затем убить. Исполненный любви к ним, он принес для них умывальницу и просил дозволения умыть им ноги, запыленные от пути. Злодеи устыдились и, раскаявшись в своем умысле, просили у старца прощения.
В другой раз преподобный Макарий, идя в Нитрийскую гору со своим учеником, повелел ему идти впереди себя. Ученик, ушедши вперед на некоторое расстояние, повстречался с идольским жрецом, который куда-то очень спешил, неся какое-то дерево. Ученик, увидев его, воскликнул, обращаясь к нему: "Куда бежишь, демон?" Жрец, рассердившись, жестоко избил инока, оставив его едва живым. Продолжая свой путь, он поравнялся с преподобным Макарием, который еще издали приветствовал его такими словами: "Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!" Жрец, удивившись, спросил: "Что нашел ты во мне доброго, чтобы приветствовать меня?" Старец ответил ему: "Приветствовал я тебя потому, что увидел тебя трудящимся и заботливо спешащим куда-то". Жрец на это сказал: "От приветствия твоего я пришел в умиление и понял, что ты великий служитель Бога. Напротив, тот, другой, не знаю какой инок, повстречавшись со мною, обругал меня, за что я и прибил его". С этими словами он пал к ногам преподобного Макария, восклицая: "Не оставлю тебя, доколе не сделаешь меня монахом". Они пошли далее вместе и, дойдя до того места, где лежал избитый инок, взяли его на руки и понесли в церковь. Братия горы, увидев преподобного Макария, идущего со жрецом, весьма удивилась. По некотором времени, жрец принял христианство, а затем постригся в монашество. Многие из идолопоклонников, видя пример обращения своего жреца, и сами, оставив идолопоклонство, сделались христианами. По этому случаю сам Преподобный Макарий сказал: "Слово гордое и злое и добрых людей направляет ко злу, а слово смиренное и благое и злых людей обращает к добру".
Дорогие братия и сестры! Много мы согрешаем словом, постараемся же проверять себя в своих словах, особенно когда отходим ко сну. Не будем забывать, что слово есть дар Божий, который мы должны употреблять с осторожностью, на пользу и назидание ближних, для своего нравственного усовершенствования и для славословия Бога. Для срамных дел и мыслей убоимся расточать дар Божий, памятуя, что сказал Спаситель, что за всякое праздное слово (только лишь праздное!) какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36-37).
И особенно надо молиться Богу, чтобы избавил Он нас от этого растлевающего духа празднословия, что Церковь и делает всегда во дни Великого поста, вознося молитву преподобного Ефрема Сирина: Господи и Владыко Живота моего, духа празднословия не даждь ми.
Кто любит жизнь и хочет видеть благие дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей
( 1 Пет. 3, 10). Помолимся Господу: Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих, яко Ты благословен еси и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.Назад на первую страницу; Назад на страницу подворья; Назад на страницу библиотеки подворья. Назад к содержанию книги