Назад на первую страницу; Назад на страницу подворья; Назад на страницу библиотеки подворья. Назад к содержанию книги

Слово на акафисте Преподобному Сергию.

О первых трех заповедях блаженства

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Радуйся, смирением возвышаемый, в вечныя кровы возлетевый!*

Дорогие во Христе братия и сестры, Господь говорит во святом Евангелии: Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю (Лк. 6, 46)? И еще: Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. (Мф. 7, 21).

Этими изречениями Господь показывает нам, что все внимание наше должно быть обращено на исполнение воли Божией, на исполнение нравственного закона Божия. Без исполнения нравственного закона и молитва наша окажется неугодной Богу, она будет бездушной, неприемлемой Богом. Это положение подтверждается другим изречением из Евангелия, в котором Господь обличал фарисеев и еврейский народ за их бездушную молитву, говоря: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Мф. 15, 8-9). Но на исполнение каких христианских правил должно быть обращено все наше усердие, чтобы подъятый подвиг действительно был угоден Богу, послужил к нашему усовершенствованию духовному и мы могли бы надеяться на спасение? Правила эти Спаситель преподал всем христианам в Нагорной Своей проповеди, в так называемых заповедях блаженства, еще в самом начале Своего общественного служения человеческому роду.

Необходимо сказать, что преподавая заповеди блаженства, Господь призывает Своих последователей к исполнению их не под страхом угроз и наказаний, но по доброй воле, по любви к Нему. Здесь же Господь сообщает верующим и утешительные обетования, при чем за каждый подвиг обещана Им награда.

Низлагая душепагубную страсть - гордость, Господь начинает Свое учение ублажением нищих духом: блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5, 3). Как через гордость прародители пали в раю и лишились общения с Богом, так посредством смирения Господь возводит нас в первобытное состояние. Ублажая нищих духом, Господь говорит, что для достижения Царства Небесного необходимо иметь нищету духовную. Но что такое нищета духовная, и кто может быть назван нищим духом? Нищие духом - это смиренные духом люди, смиренно думающие о себе в глубоком убеждении, что у человека ничего нет собственного, а все, чем пользуется он, есть дар Божий; что силы душевные и телесные мы имеем от Бога, и поэтому без Бога, без Его благодатной помощи, не можем исполнять и заповедей Божиих, не можем делать добро, не можем быть угодными Ему. Так сознающие свою зависимость от Бога, ничего себе не присвояют, но все свои преимущества, внутренние и внешние, приписывают Богу, и, благоговея пред Ним, Подателем всех даров, самих себя почитают за ничто.

Для достижения Царства Небесного нищета духовная необходима прежде всего, то есть необходимо сознание своей греховности и зависимости от Бога. К падению наших прародителей привела гордость. "Вы будете, как боги, знать доброе и лукавое" (см.: Быт. 1, 5), - говорил им обольститель, чрез что и низринул их в бездну падения. А припомним судьбу еврейского народа, что его привело к падению? Гордость, превозношение своей мнимою праведностью. Гордые и самонадеянные иудеи считали себя ближе всех других людей к Богу, они воображали себя богатыми по душе и потому достойными блаженства. Мы семя Авраамово (Ин. 8, 33), - говорили о себе иудеи, своей кичливостью закрывая для себя врата Царства Небесного. Заглядываясь на свои мнимые достоинства, они не видели своих недостатков, которые день ото дня все больше и больше возрастали в их душах.

Чтобы войти в Небесное Царство, человек, наоборот, должен, по учению Спасителя, всегда сознавать, что он беден добрыми делами, нищ душою и духом. Такое сознание даст ему возможность видеть свои грехи, а чрез это начать и подвиг самоисправления, иначе же никакое самоисправление просто немыслимо.

Прежде других заповедей, Господь говорит о необходимости стяжания нищеты духовной, тем самым показывая, что без смирения нельзя быть истинным христианином, нельзя быть последователем Христовым. Смирения от нас требует Господь, говоря: Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе (Мф. 16, 24). Отвергнуться себя значит сознать свою нищету духовную и необходимость в Божественной помощи. Это сознание побуждает человека всецело предаться воле Божией и последовать учению Христа Спасителя.

Ублажая нищих духом, смиренных, Господь усвояет им Царство Небесное. Еще в этой жизни смиренные духом уже предвкушают сие Царство, то есть ощущают мир своей совести и то благодатное утешение, которым Царство Божие характеризуется, ибо по слову апостола Павла: Царствие Божие... есть правда и мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17). Полное наслаждение нищие духом ощутят в будущей жизни, вступив в ничем уже не передаваемое общение со Христом.

Утверждая заповедь нищеты духовной, Спаситель в Себе Самом показал образец глубочайшего смирения, не имел где главы преклонить. И об этом же святой апостол Павел, научая нас смирению, говорит: В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 5-11). Итак, должны мы со всем усердием стараться научиться смирению, зная, что этого требует Господь, ибо Он гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5, 5). Гордых Господь отвергает, а смиренных благословляет и удостаивает Небесного Царства.

Другим изречением Господь ублажает плачущих и сокрушающихся о грехах своих. Блажени плачущие, яко тии утешатся (Мф. 5, 4), - говорит Он, показывая тем самым, что для достижения блаженства необходимо сокрушение и действительный плач о грехах своих. Искреннее ощущение греховной нищеты само собою производит в человеке скорбь и сокрушение при сознании тяжких последствий греха. Ничто столько не достойно сожаления, сколько наши грехи, прошедшие и настоящие. Кто часто будет входить в себя и размышлять о своих грехах, тот всегда будет иметь много побуждений к плачу и сокрушению. Посмотрим на прошедшую жизнь, на детство, юность и последующие годы, мы увидим свои грехи. Заглянем в самих себя, всмотримся в себя: на свои мысли, желания, чувствования, свои дела тайные и явные, и мы увидим, что мы грешны пред Богом, грешны и пред людьми.

Также и грехи ближних, которых мы должны любить по заповеди Божией, не могут не вызывать в нас сокрушения и плача. Если мы сочувствуем ближним, когда они находятся в несчастье или бедствии, то гораздо больше должны соболезновать, когда видим, что они коснеют во грехах. Поэтому святые мужи столь часто скорбели и печалились о грехах ближних. Так, например, святой апостол Павел сильно скорбел о своих соотечественниках иудеях: Истину говорю во Христе, не лгу, - пишет он, - что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян (Рим. 9, 1-4).

Кроме этого всего, к плачу нас должно побуждать размышление о неизвестности участи нашей в будущей жизни и о скорбной нашей жизни в настоящее время. Доколе живем в этом мире, который весь во зле лежит, доколе носим на себе это греховное тело, мы никогда не безопасны от падения. Опасность со стороны плоти и борьба с ее греховными возмущениями и страстями, опасность со стороны внешних соблазнов и обольщений, опасность и со стороны невидимого врага - диавола, - все это, при сознании нашей немощи, не может не возбуждать в нас сокрушения и печалования. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти (Рим. 7, 24)?! - восклицал святой апостол Павел.

Поэтому чье сердце не сокрушится, чья душа не исполнится скорби и сетования, чьи очи не прольют слез, когда искренно поразмыслив о своем недостоинстве, о своих грехах прежних и настоящих, о своих порочных наклонностях и страстях, помыслим о неизвестности смертного часа и о праведном Суде Божием по смерти! Сокрушаться о грехах и плакать о них призывает нас Господь, потому что кто сокрушается о грехах своих, тот уже не будет беспечно предаваться им, но будет стараться всеми силами удаляться от них, потому что по слову апостола Павла, печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (2 Кор. 7, 10). Господь обещает плачущим награду - благодатное утешение. Сокрушаясь о своих грехах, плачущие получают прощение в них от Господа, ощущают глубочайший мир в своей совести, спокойствие духа и благодатное умиление. Такого сладостного и отрадного утешения, какое получает внимательный к себе и кающийся во грехах своих, никогда не ощутит ни один миролюбец, безудержно предающийся суетным удовольствиям и забавам.

Святой апостол Петр, как повествует церковное предание, после того, как трижды отрекся от Христа, ежедневно поутру при пении петухов горько плакал, так что от постоянного плача у него глаза всегда были красные. Но, тем не менее, плач апостола о грехах не надорвал его здоровья, он, напротив, лишь более и более укреплялся духом, а чрез это получал и духовную радость и удовлетворение. Итак, нам необходимо плакать о своих грехах, чтобы наследовать блаженство.

Блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5, 5). Этим изречением Господь указывает, что для достижения блаженства необходимо быть кротким. Кротость, как мы уже неоднократно говорили, есть такое душевное расположение христианина, по которому он, из любви к Богу, не предается движениям гнева, досады, зависти, вражды, но благодушно переносит все оскорбления, обиды и всякие невзгоды. Кроткий человек не ропщет на Бога, когда подвергается несчастиям или когда желания его не исполняются, не ропщет и на ближних, когда оскорбляют его словами или обижают самым делом, желая вывести порой из терпения и возбудить в нем досаду и гнев. Сознавая свою духовную нищету и свое недостоинство пред Богом, а вместе имея пред своими глазами заповедь Божию о любви, кроткий из-за любви к Богу все претерпевает великодушно, с преданностью воле Божией, подражая примеру Самого Иисуса Христа, Который говорит: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Видя себя во всем повинным пред Господом, и питая вместе с тем любовь к ближнему, он старается укрощать в своей душе первые непроизвольные движения гнева, досады и вражды, и тем уже в начале останавливает порочные возмущения души, нарушающие сию любовь.

Кротким Господь обещает в наследие землю и Божие благоволение - и благословение в этой жизни и будущей. В этой жизни исполнение сего обетования видим мы на христианах первых веков. Нечестивые язычники гнали их и истребляли, но Бог покровительствовал кротким, а гордых грешников карал, так что впоследствии христиане стали обладателями вселенной, а язычники совсем исчезли. Но, в совершенстве христиане получат блага в жизни будущей.

Посмотрим на житие ныне чтимого нами Преподобного Сергия: как он исполнил эти заповеди и достиг верха совершенства и потому именуется Преподобным. Что касается смирения, то Преподобный Сергий особенно им отличался. Будучи уже игуменом, он настолько себя смирял, что служил братии во всем: и дрова колол, и воду носил, и хлебы пек, так что вся братия лишь удивлялась его смирению. Или, например, такой случай из его жития показывает его любезное смирение. Однажды один поселянин пришел издалека посмотреть на прославленного угодника Божия - Преподобного Сергия, и ему его показали. Преподобный в это время, одетый в ветхую одежду, копал лопатою землю. Когда поселянин увидел его в таком виде, то обозвал убогим стариком, за что братия даже вознегодовала на него; но сам Преподобный нисколько не обиделся. Он сказал тому поселянину, что только он один правильно о нем судил, а остальные все ошибаются, сделал ему земной поклон, поцеловал его и накормил монастырскою трапезой, ибо как гордый радуется похвалам, так смиренный - бесчестию.

Что же касается плача, то списатель жития Преподобного говорит: "кто изочтет его теплые слезы и воздыхания, плач молитвенный и стенания сердечные, которые он ежедневно изливал пред Сердцеведцем Богом, пока не достиг высоты бесстрастия". Что же до кротости Сергиевой, то ее показал он во время размолвки со своим братом Стефаном. Однажды разгневанный Стефан за вечерним Богослужением вслух всех сказал: "Кто здесь игумен? Не я ли первый основал братство?" Преподобный же Сергий, чтобы не давать повода ко вражде, ночью спокойно, никем не замеченный, вышел из обители и удалился в Махрищский монастырь и тем устыдил раздраженного брата.

Заканчивая нашу беседу, дорогие братия и сестры, мы должны уяснить себе, что Господь требует от нас исполнения нравственного закона, без чего наша молитва будет Ему не угодна, будет только пустой звук. Итак, напечатлеем в своих сердцах сии божественные словеса: Блажени нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное. Блажени плачущие, яко тии утешатся. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5, 3-5). Аминь.

7. 07. 1963 г.

Назад на первую страницу; Назад на страницу подворья; Назад на страницу библиотеки подворья. Назад к содержанию книги