Н. Н. Малофеев "Специальное образование в России и за рубежом."

По нашему мнению, различная интерпретация одного и того же факта говорит, прежде всего, о том, что капподакийские правила являлись исключением из традиционного уклада жизни европейских монастырей.

"Начиная приблизительно с III в., все припадочные, эпилептики, истерики, страдающие хореей, подвергались так называемым экзорцизмам, т.е. заклинательным обрядам, практиковавшимся в монастырях, причем образовалась даже особая категория специалистов этого рода, к которым привозили больных" [34, с. 59]. Ряд монашеских орденов - алексиане, бенедиктинцы, госпитальеры, иоанниты - специально занимались медициной и со временем накопили определенный опыт ухода за больными.

Согласно легенде, в IV столетии творил свои благодеяния епископ г. Мирры (южная Турция) Николай, заботившийся, в частности, о слабоумных, за что впоследствии был признан покровителем умственно отсталых, правда, в наши дни он больше известен как Николай Чудотворец на Востоке и Санта Клаус на Западе [91].

Позднее хосписы, предназначенные для оказания лечебной помощи разным категориям инвалидов, открывались и в других географических точках. Так, в V в. в Сирии ведший отшельническую жизнь Св. Лимнеус дал кров слепым, обучая их церковному пению. Французский епископ Св. Бернард в VII в. учредил приют для слепых [66, 91].

Приведенные исторические данные позволяют говорить об особом милосердии отдельных христианских подвижников к людям с грубыми физическими и умственными недостатками. В то же время, очевидно, что подобное отношение не было правилом даже для слуг церкви, не случайно факты заботы об увечных и страждущих толковались современниками как свидетельства святости. В целом же отношение общества к "анормальному меньшинству" не могло измениться к лучшему. Кризисы III и IV вв. привели Римскую империю к разделению на Восточную, где в IV в. формируется новое государство - Византия, и Западную.


Под натиском варварских племен Западная Римская империя в 476 г. прекратила существование, свой отсчет начал новый исторический период - Средневековье. Это эпоха длительных, разорительных войн, разрушения городов, голода и эпидемий. Античная культура, медицина, образование угасают [8, 17, 64]. Резко ухудшившиеся условия жизни привели к столь же резкому демографическому спаду. Продолжительность жизни европейца сократилась, до взрослого возраста доживало менее половины населения [33, 91].


Не вызывает сомнения, что этот исторический период крайне неблагоприятен для жизни людей с психическими и физическими недостатками. Нравы Средневековья могут быть проиллюстрированы на примере отношения общества к юродивым (одержимым), так как существует обширная "житийная" литература, позволяющая документально оценить положение "необычных" людей в Византии. Именно в этих источниках можно, как нам кажется, найти письменные подтверждения отношения обывателя раннехристианских веков к нестандартному поведению, психической неординарности.

Феномен православного юродства зародился в Египте и стал заметным явлением в общественной жизни Византии. Православная церковь была более терпима к телесным и душевным недугам человека, нежели католический Рим, следовательно, отношение византийцев к юродивым в известной мере позволяет представить, как воспринимались в Западной Европе люди, ведущие себя не так, как все [17, 31].

Обратимся к текстам византийских авторов. В одной из притч IV в. Иоанн Эфесский, описывая отношение толпы к паре молодых юродивых, сообщает: "Множество народу окружало их... шутя и играя с ними и давая им затрещины по голове."[31, с. 59]. Список жития Симеона Эмесского (VI в.), составленный в VII в. кипрским епископом Леонтием Неапольским, содержит описание появления юродивого в городе и реакции горожан на это событие: "Когда ребята увидели, они начали кричать: "А вот безумный!" и пустились за ним вдогонку, осыпая его тумаками" [31, с. 65]. Более позднее житие Василия Нового, написанное в X в., рисуя картину загробной жизни юродивых, поясняет: "В здешнем мире тщеты они представляют себя глупыми во имя Господа; люди преследуют их и презирают" [31, с. 86]. Агиограф, создавший в X в. житие юродивого Андрея Царьградского (V в.), приводит пример реакции толпы на его буйства: "Иные его колотили, иные лягали, кто-то бил палкой по голове, другие тоскали за волосы, давали подзатыльники или кидали оземь и, связав ноги, волочили по улицам, не боясь Бога и не имея христианской жалости к себе подобному" [31, с. 88]. Приведенные цитаты, на наш взгляд, достаточно красноречивы и не нуждаются в комментарии.


В VII в. началось наступление на юродство со стороны церковных властей Византии. Канон 60 Собора (Трульский Собор 692 г.) гласил: "Всячески (следует) наказывать тех, кто притворяется бесноватым и нарочно подражает ему в испорченности нравов. Пусть они будут подвергнуты тем же строгостям и тяготам, как если бы бесновались по-настоящему." [31, с. 77 ].


В ХI в. юродство проникает на Запад, но здесь юродивые " ведут себя с опаской и далеко не так разнузданы, как раньше" [32, с. 119]. В ХII в. в Западной Европе юродство как публичный феномен иссякает.

К списку статей