Н. Н. Малофеев "Специальное образование в России и за рубежом."
По нашему мнению, различная интерпретация одного и того же факта говорит, прежде всего, о том, что капподакийские правила являлись исключением из традиционного уклада жизни европейских монастырей.
"Начиная приблизительно с III в., все припадочные, эпилептики, истерики, страдающие хореей, подвергались так называемым экзорцизмам, т.е. заклинательным обрядам, практиковавшимся в монастырях, причем образовалась даже особая категория специалистов этого рода, к которым привозили больных" [34, с. 59]. Ряд монашеских орденов - алексиане, бенедиктинцы, госпитальеры, иоанниты - специально занимались медициной и со временем накопили определенный опыт ухода за больными.
Согласно легенде, в IV столетии творил свои благодеяния епископ г. Мирры (южная Турция) Николай, заботившийся, в частности, о слабоумных, за что впоследствии был признан покровителем умственно отсталых, правда, в наши дни он больше известен как Николай Чудотворец на Востоке и Санта Клаус на Западе [91].
Позднее хосписы, предназначенные для оказания лечебной помощи разным категориям инвалидов, открывались и в других географических точках. Так, в V в. в Сирии ведший отшельническую жизнь Св. Лимнеус дал кров слепым, обучая их церковному пению. Французский епископ Св. Бернард в VII в. учредил приют для слепых [66, 91].
Приведенные исторические данные позволяют говорить об особом милосердии отдельных христианских подвижников к людям с грубыми физическими и умственными недостатками. В то же время, очевидно, что подобное отношение не было правилом даже для слуг церкви, не случайно факты заботы об увечных и страждущих толковались современниками как свидетельства святости. В целом же отношение общества к "анормальному меньшинству" не могло измениться к лучшему. Кризисы III и IV вв. привели Римскую империю к разделению на Восточную, где в IV в. формируется новое государство - Византия, и Западную.
Под натиском варварских племен
Западная Римская империя в 476 г.
прекратила существование, свой
отсчет начал новый исторический
период - Средневековье. Это эпоха
длительных, разорительных войн,
разрушения городов, голода и
эпидемий. Античная культура,
медицина, образование угасают [8, 17,
64]. Резко ухудшившиеся условия
жизни привели к столь же резкому
демографическому спаду.
Продолжительность жизни европейца
сократилась, до взрослого возраста
доживало менее половины населения
[33, 91].
Не вызывает сомнения, что этот
исторический период крайне
неблагоприятен для жизни людей с
психическими и физическими
недостатками. Нравы Средневековья
могут быть проиллюстрированы на
примере отношения общества к
юродивым (одержимым), так как
существует обширная
"житийная" литература,
позволяющая документально оценить
положение "необычных" людей в
Византии. Именно в этих источниках
можно, как нам кажется, найти
письменные подтверждения
отношения обывателя
раннехристианских веков к
нестандартному поведению,
психической неординарности.
Феномен православного юродства зародился в Египте и стал заметным явлением в общественной жизни Византии. Православная церковь была более терпима к телесным и душевным недугам человека, нежели католический Рим, следовательно, отношение византийцев к юродивым в известной мере позволяет представить, как воспринимались в Западной Европе люди, ведущие себя не так, как все [17, 31].
Обратимся к текстам византийских авторов. В одной из притч IV в. Иоанн Эфесский, описывая отношение толпы к паре молодых юродивых, сообщает: "Множество народу окружало их... шутя и играя с ними и давая им затрещины по голове."[31, с. 59]. Список жития Симеона Эмесского (VI в.), составленный в VII в. кипрским епископом Леонтием Неапольским, содержит описание появления юродивого в городе и реакции горожан на это событие: "Когда ребята увидели, они начали кричать: "А вот безумный!" и пустились за ним вдогонку, осыпая его тумаками" [31, с. 65]. Более позднее житие Василия Нового, написанное в X в., рисуя картину загробной жизни юродивых, поясняет: "В здешнем мире тщеты они представляют себя глупыми во имя Господа; люди преследуют их и презирают" [31, с. 86]. Агиограф, создавший в X в. житие юродивого Андрея Царьградского (V в.), приводит пример реакции толпы на его буйства: "Иные его колотили, иные лягали, кто-то бил палкой по голове, другие тоскали за волосы, давали подзатыльники или кидали оземь и, связав ноги, волочили по улицам, не боясь Бога и не имея христианской жалости к себе подобному" [31, с. 88]. Приведенные цитаты, на наш взгляд, достаточно красноречивы и не нуждаются в комментарии.
В VII в. началось наступление на
юродство со стороны церковных
властей Византии. Канон 60 Собора
(Трульский Собор 692 г.) гласил:
"Всячески (следует) наказывать
тех, кто притворяется бесноватым и
нарочно подражает ему в
испорченности нравов. Пусть они
будут подвергнуты тем же
строгостям и тяготам, как если бы
бесновались по-настоящему." [31, с.
77 ].
В ХI в. юродство проникает на Запад,
но здесь юродивые " ведут себя с
опаской и далеко не так разнузданы,
как раньше" [32, с. 119]. В ХII в. в
Западной Европе юродство как
публичный феномен иссякает.