Безумный Петербург. Рассказывает Лев Лурье.
Петербург издавна позиционирует
себя как город умалишенных. Наши
безумцы - естественное достояние
северной столицы, интегральная
часть городской культуры, как
парижские клошары или уличные
музыканты Нью-Орлеана.
“Петербургский текст” русской
культуры начинается с двух
безумцев - Евгения из “Медного
всадника” и Германна из “Пиковой
дамы”, продолжается Поприщиным
“Записок сумасшедшего”, князем
Мышкиным из “Идиота”, странными
героями “Петербурга” Белого, а
заканчивается хармсовскими
старухами и довлатовскими
пьяницами. Литература лишь слепо
плелась за реальностью.
Эксцентрический и страшный Петр
Великий начинает чреду императоров
и императриц, среди которых и
несчастная алкоголичка Екатерина I,
и порочный подросток Петр II, и
умственно отсталая Анна Иоанновна,
и инфантильный Петр III, и нимфоманка
Екатерина II, и параноидальный
Павел. Да и Александру I с его
душевными травмами советы
психоаналитика были бы нелишни.
Главная месточтимая святая Ксения
Петербуржская - была юродивой,
сорок пять лет бродившей по
Петербургской стороне в одежде
покойного мужа под его же именем.
Столь же далеки от благословенной
нормы судьбы петербургских
литераторов: отравившийся
“царской водкой” Радищев,
неврастеник Лермонтов, эпилептик
Достоевский, мазохист Тургенев,
меланхолический Гаршин, алкоголики
Лев Мей, Глеб Успенский и
Константин Фофанов... И не были ли
странный “брак втроем” (Гиппиус -
Мережковский - Философов) или
радения символистов на башне
Вячеслава Иванова следствием
психопатических сторон личности
петербуржцев “серебряного века”.
Сиятельные идиоты
Но в Петербурге всегда было место
милым городским сумасшедшим –
своеобразным городским шутам. Вот,
принц Александр Ольденбургский –
владелец Гагр и покровитель
микробиологии. Это был человек
добродушный, но отличавшийся
феноменальной, выходящей за все
рамки глупостью. Рассказывает
издатель “Нового Времени”
А.Суворин: “Он бегал по кабинету и
бранился. Вдруг остановится и
скажет:
- А ведь Анюта спит. Знаете, граф,
Анюта спит.
И опять начинает бегать и браниться, потом к колокольчику подбежит. Входит лакей.
Лакей уходит. Принц опять бегает и бранит министров и славословит себя. И так несколько раз. Вдруг ударил себя по лбу.
И он побежал класть в жопу лед”.
Герцогиня Анастасия
Лейхтенбергская примечательна
была тем, что днем спала, а ночь
посвящала восьми собакам. Ее повара
готовили им куриные печенки на
сливочном масле, и псы еженщно
потребляли триста бисквитов.
Фольклорные дураки
Но светские дураки, наподобие
Ипполита Курагина из “Войны и
мира”, смешили и радовали только
большой свет. Простонародье знало
юродивых уличных - почти
фольклорных. Как и сейчас, их
обиталищем был Гостиный двор.
Во времена Николая I тамошнее
купечество почитало некую Аннушку.
Смолянка, она была в девичестве
брошена женихом - гвардейским
офицером. Она уехала из Петербурга
и явилась сюда уже юродивой. В
лохмотьях собирала она на Садовой и
Невском милостыню, заводила ссоры с
прохожими, бранилась с извозчиками
и нередко их поколачивала
суковатой палкой. Ее почитали за то,
что она предсказывала судьбу и
правильно предугадала получение
архимандритом сана епископа.
Умерла Аннушка в Охтинской
богадельне, загодя предугадав
время смерти. Похороны на
Смоленском кладбище собрали толпу.
Несколько позже Гостиный умиляла
другая пустосвятка но прозвищу
Макарьевна. Она шлялась по галереям
в странном одеянии: черном
подряснике с ременным поясом, в
иерейской скуфье, с пучком минных
восковых свечей в одной руке и
массивной тростью (под названием
“жезл иерусалимский”) в другой.
Она прорицала как пифия, больше
иносказаниями, и пользовалась
среди купечества таким почетом, что
на свадьбах садилась за стол с
духовенством. В банях из купчих она
изгоняла бесов любострастия,
привораживала и снабжала
приворотным зельем. Юродство
Макарьевны было отнюдь не
бескорыстно - дочь она выдала за
квартального надзирателя, дав за
нее двадцать тысяч приданого.
Время сумасшедших
К началу XX века число целителей и
блаженных росло экспотенциально.
На Охте объявилась местная
богородица, в Волынкиной деревне
излечивал прикосновением и
прорицал Амвросий, появились
десятки лжелекарей, обещавших
излечить любого индийским
бальзамом, повысить потенцию
впрыскиванием некоего “спермина”,
увеличить объем груди.
Еще один тип с безумца - безумец
политический. Причем таковые
встречались на обеих границах
политического спектра: от
гимназистов, готовивших покушения
на классных наставников, до
офицеров, готовых изрубить шашкой
любого, кто непочтительно
относится к императору. Символом
монархического безумия стал правый
думский депутат от Бесарабии
Владимир Пуришкевич. Он был
ругатель, хам, бросал в противников
предметы и бесконечно выступал с
речами, в которых обличал заговоры
и пороки.
Сумасшествие заразительно:
сторонники и противники
Пуришкевича вступали в конфликты.
Из газет: 13 марта 1911 года в поезде
между Санкт-Петербургом и Любанью
присяжный поверенный Утехин,
коснувшись в приватном разговоре
Пуришкевича, обозвал последнего
нехорошим словом. Кичурин (торговец
хлебными товарами), бывший не
трезвым, затеял с оскорбителем
драку. Утехин вырвал у Кичурина
клок из бороды, потребовалось
вмешательство пассажиров. Их
разняли, но спустя некоторое время
Кичурин подкрался к Утехину сзади и
ударил того по голове. Утехин в
ответ ударил Кичурина ногой в
живот. В Любани они помирились.
1917 год явил массовое революционное
безумие. В советское время
количество городских сумасшедших
снизилось. Коммунистическая власть
блюла норму. Ровные полешки лучше
горели в топке коммунистического
строительства, а любая странность
рассматривалась как патология. При
Андропове нелояльность
рассматривалась КГБ как форма
ненормальности.
Возвращение
Но к 70-ым сумасшедшие вернулись на
Невский проспект: господин в
поношенной черной тройке с беретом
и хризантемой в петлице, меривший
проспект быстрым шагом в любую
погоду, старушка в старорежимной
шляпке с облезлым шпицем,
заговаривавшая с прохожими
по-французски, ветеран Балтфлота,
утверждавший, что опоздал на поезд
в Гатчину и потому просивший
вспомоществования. Расплодились
поклонники таинственного (прежде
всего искатели пришельцев),
фанатики рождения детей в воде и
моржевания. Ослабевшая власть
махнула на них рукой.
Толерантность к безумцам
обозначала скорую общую
толерантность...