Церковь со всеми своими строениями и хозяйством, как и положено, обнесена изгородью, за которой, как однажды заметил один из древних, пусто не бывает. Нищие, с некоторых пор вытеснившие юродивых, буквально атаковали входы в храмы и маленькие церквушки. Больше всего их боятся постоянные прихожане, которые, соблюдая все библейские заветы, не могут отказать просящему и вынуждены отдавать им последнее. Те же, кто посещает святые места только по праздникам, видят перед собой жадные глаза толпы, бегущей наперегонки за милостыней. В обычные дни нищих гораздо меньше, и если повезет, то с утра можно подать только одному или двум калекам, к вечерней службе народу "на воротах" заметно прибавляется, но это уже не те страждущие, что были утром.
“Мамка, а мамка, вставай, люди идут,- обращается маленькая девочка к лежащей посреди дороги к храму пьяной женщине. Та, отмахнувшись от девчурки, через какое-то время всё же встает и начинает жалобно выть: "Подайте, ради Бога. Да благословит вас..." - протягивая руки к прохожим, таща их за полы одежды.
Ранним утром, когда кающиеся спешат
попасть на заутреню, меня встретила
у входа женщина. В старом,
поношенном, но чистом пальто она,
наклонив голову, смотрела, как бы
извиняясь, протягивая руку с
пакетом, в котором лежали ранетки,
печенье и еще всякая всячина. Мой
помятый пятак женщина крестясь
сунула в карман, вздохнула и
сказала:
- Я на инвалидности, вот, когда совсем невмоготу, приезжаю сюда из Майкудука. Так бы я не стояла, а с прошлого ноября, когда перестали вовремя давать пенсию, стала ездить, сейчас уже третий месяц пошел, как нам деньги не дают. А если бы вовремя, то мне бы хватило.
- Что-то мало вас сегодня здесь. Может, потому что холодно?
- Нет, мы ведь и зимой стоим, а многие еще вместо себя детей посылают. Сами ведь молодые, безработные, а всё тут же стоят. У меня тоже сын есть, училище закончил и дома сидит, работу найти не может. Лучше всех собирают те, кто приходит с маленькими детьми, им больше подают. А мне, если в праздник повезет, тенге 200 домой привезу.
- Церковные вас не прогоняют?
- Нет, только отец Александр злой какой-то, наверное, потому, что прихожане и нам что-то дать должны, и в церковь принести, если бы мы здесь не стояли, то церкви бы больше досталось. А так всё нормально, даже сына моего бесплатно крестили.
Сюда приходят и становятся все,
кому тяжело, никто этому не
препятствует и деньги отбирать не
станет.
В самой же церкви к нищим относятся
терпимо, ласково называя их
"бедолагами всех мастей".
- Знаешь,- объясняет мне один из
плотников храма,- среди них ведь
есть действительно нуждающиеся
люди, к примеру, женщина одна, у нее
муж давно умер, часто приходит сюда
из-за сына, он бесами одержим, а на
первый взгляд похож на блаженного.
Но натуральный юродивый сред них
один - мужичок такой, сразу видно: не
от мира сего. А многие так, на
бутылку собирают, да еще и детей с
собой тащат, поэтому отец Александр
и просит прихожан не подавать
детям, деньги же развращают их.
Раньше все нищие стояли на паперти,
потом их вывели за ворота. Ведь на
юродствование церковь должна
благословить. Слышал я историю, что
сразу после революции в России жила
одна такая блаженная, которая нагая
ходила по князьям да дворянам,
милостыню просила, а те ее в шею
гнали. Так потом за ними через
несколько дней НКВД-шники
приходили, они тогда, богачи те, не
думали, что сами могут в таком же
положении оказаться, как эта
женщина.
В Караганде последней
благословленной юродивой мать
Анастасия, многие считали ее просто
ненормальной, сама же она
признавалась: "В самом начале
подумала: теперь мне, значит, надо
дурочкой быть. Вот и пробыла всю
жизнь".
Теперь в нашем городе остались
только нищие, способные лишь
выпрашивать милостыню, а не
помогать людям избавляться от их
собственных грехов.