Блаженный - верует, нищий - просит

А.Леверова

Церковь со всеми своими строениями и хозяйством, как и положено, обнесена изгородью, за которой, как однажды заметил один из древних, пусто не бывает. Нищие, с некоторых пор вытеснившие юродивых, буквально атаковали входы в храмы и маленькие церквушки. Больше всего их боятся постоянные прихожане, которые, соблюдая все библейские заветы, не могут отказать просящему и вынуждены отдавать им последнее. Те же, кто посещает святые места только по праздникам, видят перед собой жадные глаза толпы, бегущей наперегонки за милостыней. В обычные дни нищих гораздо меньше, и если повезет, то с утра можно подать только одному или двум калекам, к вечерней службе народу "на воротах" заметно прибавляется, но это уже не те страждущие, что были утром.

“Мамка, а мамка, вставай, люди идут,- обращается маленькая девочка к лежащей посреди дороги к храму пьяной женщине. Та, отмахнувшись от девчурки, через какое-то время всё же встает и начинает жалобно выть: "Подайте, ради Бога. Да благословит вас..." - протягивая руки к прохожим, таща их за полы одежды.


Ранним утром, когда кающиеся спешат попасть на заутреню, меня встретила у входа женщина. В старом, поношенном, но чистом пальто она, наклонив голову, смотрела, как бы извиняясь, протягивая руку с пакетом, в котором лежали ранетки, печенье и еще всякая всячина. Мой помятый пятак женщина крестясь сунула в карман, вздохнула и сказала:

- Я на инвалидности, вот, когда совсем невмоготу, приезжаю сюда из Майкудука. Так бы я не стояла, а с прошлого ноября, когда перестали вовремя давать пенсию, стала ездить, сейчас уже третий месяц пошел, как нам деньги не дают. А если бы вовремя, то мне бы хватило.

- Что-то мало вас сегодня здесь. Может, потому что холодно?

- Нет, мы ведь и зимой стоим, а многие еще вместо себя детей посылают. Сами ведь молодые, безработные, а всё тут же стоят. У меня тоже сын есть, училище закончил и дома сидит, работу найти не может. Лучше всех собирают те, кто приходит с маленькими детьми, им больше подают. А мне, если в праздник повезет, тенге 200 домой привезу.

- Церковные вас не прогоняют?

- Нет, только отец Александр злой какой-то, наверное, потому, что прихожане и нам что-то дать должны, и в церковь принести, если бы мы здесь не стояли, то церкви бы больше досталось. А так всё нормально, даже сына моего бесплатно крестили.


Сюда приходят и становятся все, кому тяжело, никто этому не препятствует и деньги отбирать не станет.


В самой же церкви к нищим относятся терпимо, ласково называя их "бедолагами всех мастей".


- Знаешь,- объясняет мне один из плотников храма,- среди них ведь есть действительно нуждающиеся люди, к примеру, женщина одна, у нее муж давно умер, часто приходит сюда из-за сына, он бесами одержим, а на первый взгляд похож на блаженного. Но натуральный юродивый сред них один - мужичок такой, сразу видно: не от мира сего. А многие так, на бутылку собирают, да еще и детей с собой тащат, поэтому отец Александр и просит прихожан не подавать детям, деньги же развращают их. Раньше все нищие стояли на паперти, потом их вывели за ворота. Ведь на юродствование церковь должна благословить. Слышал я историю, что сразу после революции в России жила одна такая блаженная, которая нагая ходила по князьям да дворянам, милостыню просила, а те ее в шею гнали. Так потом за ними через несколько дней НКВД-шники приходили, они тогда, богачи те, не думали, что сами могут в таком же положении оказаться, как эта женщина.
В Караганде последней благословленной юродивой мать Анастасия, многие считали ее просто ненормальной, сама же она признавалась: "В самом начале подумала: теперь мне, значит, надо дурочкой быть. Вот и пробыла всю жизнь".


Теперь в нашем городе остались только нищие, способные лишь выпрашивать милостыню, а не помогать людям избавляться от их собственных грехов.

К списку статей