Н.М. Гальковский, Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси
Среди божеств женского рода упоминаются вилы. Христолюбец обличал верующих “в вилы их же числом Г.О. сестрениць, глаголють невегласии, то все мняте богинями и тако покладывают им требы, и куры им режуть”. Под этими вилами можно разуметь вил-духов, по верованию сербов, населяющих леса и горы и во многом аналогичных с нашими русалками. В “Слове Григория” сообщается, что елинны кланялись Вилу; идолы этого Вила пророк Даниил погубил в Вавилоне. Есть особое сказание об уничтожении пророком Даниилом Вила и сокрушении им змея. У Архангельского помещён текст этого сказания. В Слове разсказывается, что Кир сделал Даниила своим наперстником. Однажды, когда царь кланялся Вилу, Даниил не делал этого и на вопрос царя, почему он не кланяется, стал приводить обычные доказательства ложности идолопоклонства. Потом Даниил предложил словом сокрушить Вила, что и исполнил. Тогда его повели к другому богу – к змию, жившему в пещере. Даниил связал свои одежды, обмазал их смолой и маслом и бросил в пасть змию, и тот погиб. Потом Даниил бросили в ров львиный, но ему приносил пищу, Аввакум пророк, и Даниил остался цел и невредим. – Можно думать, что в “Слове Св. Григория” Вил поставлен вместо Ваала, хотя Даниил Ваала не сокрушал. Предполагаем, что Вил попал в число славянских божеств вследствие чисто внешнего созвучия с словом вила. Подтверждением такого взгляда служит следующее место из слов св. Григория: еллины совершали требокладение грому, молнии и Вилу, богу вавилонскому, которого разбил Даниил пророк, “тем же богом требоу кладоуть и творять. и словяньскый язык. вилам. и мокоши. диве. переуону”, и проч. Ход мыслей здесь таков: эллины кланялись грому, молнии, Вилу – богу вавилонскому; славяне кланяются тем же богам – вилам и мокоши и проч. Памятники, упоминающие о вилах, ничего не сообщают, что разумеется под этим словом. Переводчик Хронографа Георгия Амартола отождествлял вил с сиренами. Старо-чешские и старо-польские памятники показывают, что у западных славян с вилами соединялось представление о чём-то дурном, позорном. По-чешски vila сумасшедший, vilnu сладострастный, распутный; по-польский wila – сумасшедший, глупец. Акад. Веселовский слова “вила” производит от индо-европейского корня uel гибнуть, по-литовский welis – покойник. По латышскому верованию – вели – это предки. По мнению Веселовского, вилы эти и маны и девы судьбы, как рожаницы. Не ограничиваясь таким толкованием, Веселовский приводит другое соображение: у римлян в начале весны был праздник в честь ман – dies violae. Dies violae не остались ли в образе вил? “В виле я вижу сложный образ, в котором римская Viola слилась с древним вела – вила”. Но каким образом из латинского Viola – фиалка могло возникнуть у славян верование в виле мифических существ, обитающих в горах, воздухе и воде? Веселовский этого не объясняет. Не подлежит сомнению, что южно-славянские вилы соответствуют русским русалкам. По верованию словаков, вилы – души невест, умерших во время помолвки. В Польше вилы признаются душами красивых девушек, которым за грех суждено вечно носиться между небом и землёю.