Н.М. Гальковский, Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси 

Назад ☧ К оглавлению ☧ Вперед
Начало сайта ☧ Библиотека

Взгляд на природу и обоготворение ея

Сварог, Дажьбог, Хорс, Ярило, были солнечные божества; Перун был бог дождя и грома; Стрибог – бог ветров. Всё это были небесные божества, от которых зависело благосостояние восточного первобытного славянина. Но и на земле наш предок встречал много загадочного и таинственного и обоготворил, скорее, оживотворил, наделил сознанием многие предметы и явления. “Слово о полку Игореве” даёт нам возможность составить себе представление о взгляде наших предков на природу. Хотя этот памятник относится к 12 веку, тем не менее, в Слове с замечательной силой сказывается до-христианское, языческое отношение к природе. В 12 веке христианство сделало немалые успехи, а язычество соответственно тому потускнело в сознании русского человека. Однако же языческие представления ещё жили. Наш предок – язычник представлял себе природу живой, одухотворённой, сочувствующей или враждебной человеку, но не пассивной. Первобытная ненаучная мысль может работать только под известными формами, субъективно: человек приписывает предметам те свойства, какие он наблюдает сам в себе. Вот почету наши предки наделяли чувствами и мыслительными способностями не только животных, но и неодушевлённые предметы: Ярославна обращалась с просьбой к солнцу, Днепру, ветру; солнце своим затмением предвещало Игорю беду; но та же природа сочувствовала бегству Игоря из плена. Можно сказать, что русский человек скорее оживотворял, чем обоготворял неодушевлённую природу. В былине “о добром молодце и реке Смородине” молодец кланяется реке и просит её перепустить его на другую сторону; река Смородина дозволяет ему переправиться, а когда, переехавши, молодец хвалится, реке топить его за похвальбу.

Выше уже упомянуто, что русские люди кланялись огню, называя его Сварожичем; по слову Христолюбца, поклонение огню совершалось под овином. Кланялись и неодушевлённым предметам. В “Слове и откровении св. апостол” есть такое место: “глять бо ово сут бози небеснии, а дроузии земнии, а дроузии польстии, а дроузии воднии”. В хождении Богородицы по мукам сделана следующая вставка по сравнению с греческим оригиналом. В аде мучатся грешники-язычники, которые не веровали в Отца, Сына и Святого Духа, но “вероваша, юже ны бе тварь Бог на работоу створил, то то они все богы прозваша солнце и месяц землю и водоу, звери и гады, то сетьнее и члвчь окамента оутрия трояна хрса велеса пероуна на Богы обратиня бесом злым вероваша, доселе мракмь злым одержими соуть, того ради сде тако моучаться. В греческом тексте значится только следующее: οΰτοι είσιν οί εΐς πατέρα λαί ύιόν xαί ăγιον πνεΰμα μή πιστεύοντες υαί διά τοΰτο οΰτως υαλάξοται. Имена богов вставлены. Тихонравов полагает, что вставка была сделана на Руси. Возможно, что перевод был сделан на Балканском полуострове, там же и вставка, помимо перечисления языческих славянских богов, а боги прибавлены на Руси.

В “Слове Григория Богослова” сделана также вставка относительно славянского язычества. “Ов требоу створи на стауденьци, джда искы от него, забыв яко Бог с небес дждь даеть. Ов несущим Богом жьреть, и Бога створьшаго небо и землю раздружаеть. Ов реку богыну нарицаеть, и зверь живущь в неи, яако бога нарицая, требу творить. Ов дыю жьреть, а дроугыи Диви. А ин град чьтеть. Ов же дьрьн вскроущь, на главе покладая, присягу творить; ов присягы костьми чловечами творить. Ов кобени птить смотрить. Ов сретения сумьниться. Ов мущьн скот, творя убиваеть. Ов в неделю и в святыя дни делаеть, прибытк себе, творя свою погыбель, да елико в сею неделею сделаеть, тем дьньмь погоубить. Ов на мащьх лжю присязаеть”. Когда сделана вставка? Переводчиком или русским? Язык вставки проще и понятнее всего перевода, так что можно думать, что вставка сделана не переводчиком. Но вставка органически связана с текстом: не зная греческого текста, нельзя её заподозрить. Обычаи, перечисленные в слове, не все известны не Руси: напр., у нас не известно о почитании речных животных. Вероятно, вставка сделана на юге, на Балканском полуострове.

Назад ☧ К оглавлению ☧ Вперед
Начало сайта ☧ Библиотека

Time spent: 0,0037720203399658