Н.М. Гальковский, Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси
Полагаем, что наши предки-язычники некогда почитали камни и кланялись им. Следы этого фетишизма сохранились до наших дней в виде резных пережитков. Об этом свидетельствуют и письменные памятники. Так, в житии св. Иринарха борисоглебского (17 век) разсказывается, что в г. Переяславле в потоке лежал большей камень; и вселился в тот камень бес и творил свои мечты. Жители города Переяславля почитали этот камень; особенно большое стечение народа было в день празднования апостолов Петра и Павла: тогда мужи, жёны и дети сходились к камню и творили ему почесть. Преподобный Иринарх приказал диакону Онуфрию тот камень в яму вринуть и землею зарыть, чтобы христиане не совершали поклонения камню. Дьякон Онуфрий исполнил повеление препод. Иринарха, за что дьявол воздвиг гонение на дьякона и много пакостей ему творил, между прочим, навёл на него сильную лихорадку. Известны два больших камня в Одоевском уезде, Тульской губернии. Баш и Башиха, которым окрестные жители воздавали в начале 19 века, а, может быть, воздают поклонение и в настоящее время. Почитание камней продолжается и теперь. Известен случай, когда это почитание граничило с идолопоклонством. Когда с археологическими целями раскапывали известный Чертомлыцкий курган (в половине 19 века.), то пришлось снести и положить у подошвы стоявшую на кургане каменную “бабу”. Этот перенос “бабы” возбудил неудовольствие окрестных жителей: оказалось, что “баба” считалась целительницей от лихорадки. Случившуюся в то лето засуху считали наказанием за поругание “бабы”. “Баба” была поставлена на другой курган. Однажды наблюдали такое зрелище: на заре к “бабе” подошла женщина с ребёнком на руках, кланялась истукану и поднимала на руках своего ребёнка. Затем положила медную монету и ушла. Женщина, как, оказалось, приходила просить каменную “бабу” об избавлении её ребёнка от лихорадки. У старого подножия истукана были найдены монеты 18 – 19 веков.