Н.М. Гальковский, Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси
За колядою следовал праздник в честь весны, называвшийся масленица, но совершавшийся, вероятно, несколько позже нашей масленицы. В настоящее время масленица справляется на сырной неделе, последней перед Великим постом. К масленице приурочивают встречу весны. На масленице не прядут, чтобы мыши не грызли ниток, и холсты не были гнилыми. В феврале, в котором обыкновенно приходится наша масленица, ещё холодно, а потому встречами весну несвоевременно. Вероятно, масленицу в языческое время праздновали после весеннего равноденствия. Празднества в честь весны сопровождались буйным весельем и излишествами; с принятием же христианства праздновать масленицу стали до поста, на сырной неделе, которая носит и до сих пор явные следы языческой старины: катанье с гор на санках, на лошадях, попойки; обязательное масленичное кушанье – блины – поминальное кушанье. В Тамбовской губернии и смежных с нею местах первый испечённый блин кладётся на слуховое окошко для душ родственников, знакомых, особенно родителей. Набожные женщины едят первый масленичный блин за упокой усопших. Таким образом, в масленичных празднествах мы опять видим смесь культа весны и солнца с культом умерших. Что в масленичные празднества входило почитание мёртвых, видно из следующего обычая: в Смоленской губернии в последний масленичный день “заговены” (заговенный день) после ужина со стола ничего не убирают, все оставшиеся кушанья ставит на столе – “для родителей”, которые приходят ночью и, никем не зримые, едят. Полакаем, что это и есть вторая трапеза роду и рожаницам, за поставление которой наше духовенство столь страстно порицало свою паству. Наше предположение относительно того, что в языческую эпоху масленица праздновалась позже, подтверждается существованием другого праздника в честь весны; разумеем сороки, 9 марта Название “сороки” – произошло от 40 севастийских мучеников, память которых празднуется православною церковью 9 марта, но самое празднество с 40 мучениками не имеет ничего общего. “Сороки” празднуются и болгарами. Какой-то Добри работал и играл на свирели в день сорока святых “на свети на четириси”. Змея выползла и укусила его. В Смоленской губернии 9 марта утром старшие посылают детей покликать весну. Дети выбегают на улицу кликать весну, обыкновенно, без тёплого верхнего платья, - таков обычай. В этот день из теста пекут всевозможных птичек, называя их жаворонками; им делают глаза из зёрнышек конопли. Пекут из теста птичек на гнёздышках, гнёздышки с яичками также из теста. К изготовлению “жаворонков” охотно допускаются дети. Когда “жаворонки” готовы, несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают. Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут “преснушками” (тесто пресное). Никаких игр и увеселений на “сороки” не бывает, так как в это время бывает Великий пост. Полагаем, что приблизительно на “сороки” в прежнее время и происходили те празднества, которые теперь перенесены на сырную неделю. В селе Уколове Смоленского уезда кличут весну на Благовещение Часа в четыре по полудни девушки, и молодые парни идут на “рожь” (ржаное поле), здесь разстилают чистую скатерть, кладут на неё принесённые пироги, молятся Богу затем едят принесённое; потом молодые люди поют песню, начинающуюся так: “Весна, весна, красное леточко! Приди весна, принеси добра”. В песне говорится про зиму, которая “хлебушко и сенушко подобрала”… В заклинании весны на Благовещенье можно видеть попытку приурочить древний весенний праздник к христианскому празднику.