Н.М. Гальковский, Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси
[124]
Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств. Среди этих обличений первое место следует уделить „Слову Христолюбца“ 1). Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества (XIV в.). Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: „ревнуя поревновах по Господе“,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц. „Кладут им требы и короваи им ломят, говорит Христолюбец: и кур режут в их честь; молятся огню, называя его Сварожичем"2). К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. т.е. не только люди темные, не отдающие себе отчета в своих поступках, но и люди знающие учение веры; даже „попове и княжницы“, духовенство и люди начитанные в священных книгах. Мы не имеем точных сведеяий, когда написано слово Христолюбца. Возможно, что оно составлено в домонгольский период. Таким образом, спустя века два после принятия христианства, на Руси еще хорошо помнили имена языческих богов, совершали им какие-то требы. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались
1) Прилож. № 3, стр. 41.
2) Огню, по свидетельству Христолюбца, молились под ови-ном. Овины с печью для сушки хлеба устраиваются только в северной России, след. Христолюбец был северянин. Один крестьянин говорил нам, что угоднее всего молитва Богу в тесном месте, напр. в овине. Не пережиток ли это древнего культа?
[125]
просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло „моленые“ кушанья и напитки 1).
Важные указания на остатки язычества конца XIII или начала XIV в. находятся в „слове св. Григория Богослова“, точнее в переработке одного отрывка слова св. Григория на Богоявление2). Автор этого памятника ведет язычество от окаянных эллинов, которые кланялись грому и молнии и Вилу. Этим же богам кланяются и славяне, и далее перечисляются славянские божества: кланялись славяне вилам, Мокоши, Диве, Перуну, Хорсу, роду и рожаницам, упырям и берегиням, Переплуту, огню-сварожичу; для мертвых топили бани и проч. Энергичные обличения составителя слова направлены главным образом против родопочитания. Но в XIII в. (к которому относится памятник) еще жива была память о языческих богах, которым русские люди продолжали „отай“ (тайно) молиться. Почти в тех же выражениях русский автор обличает своих современников в Слове „како первое погании веровали в идолы и требы им клали и
1) Может быть остатком таких молений служит современ-ный обряд, называемый „свечей“.В некоторых глухих оелениях Смоленской губ. крестьяне—пчеловоды устраивают из своего воска „свечу“. Свеча своей формой несколько отличается от обычной цер-ковной свечи; самодельная свеча имеет коническую форму. Ее одевают в рубашку со сборками.только без рукавов. В извест-ные дни в году священник служит в доме молебен, в про-должение которого свеча горит, будучи поставлена „на кут“, угол под иконами. Свечу зажигают и без священника, при чем хо-зяин семьи курит ладоном из черепка. После молебствия бывает обильная трапеза. Полагаем, что „свеча“ имеет языческое проис-хождение. Некоторые священники, особенно молодые, воспрещают де-лать „свечу“, вследствие чего этот обычай быстро выходит из употребления.Въобычное время свеча хранится с почетом в амбаре.
2) См. приложение № 2, стр. 17.
[126]
имена им нарекали яже и ныне мнози тако творят и в крестьянстве соуще, а не ведають, что есть крестьянство". Слово — русская компиляция, хотя и надписано именем Златоуста1). Автор Слова весьма скорбит о низком уровне религиозного сознания русских людей и всецело приписывает это духовенству, которое молчало, не желая (а может быть и не умея) поучать свою паству. Автор слова укоряет своих современников в поклонении тем же самым божествам, о которых упоминалось в предыдуших словах. Русские люди, будучи уже крещены, кланялись и приносили жертвы грому и молнии, солнцу и луне, Перуну, Хорсу, Стрибогу, Дажьбогу, вилам, Переплуту, Мокоши, упырям и берегиням. Кланялись огню-сварожичу, камням, рекам, источникам, деревьям (в дрова). В жертву приносили кур, которых иногда резали и съедали, а иногда топили в воде, вероятно, предварительно задушив. Культ предков был сильно развит. Конечно, люди, молившиеся Перуну, Хорсу, Мокоши, клавшие требу роду и рожаницам, были плохими христианами, так как не знали христианства, хотя и были крещены. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди „двоеверно живущие", как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование. Но время шло; христианство оказывало свое действие, и старое язычество вымирало. До какой степени у наших предков были смутны представления о своих древних богах, видно из „Слова и откровения святых апостол"2). Слово это составлено, вероятно, в XV—XVI вв. „Слово и откровение“ сообщает, что однажды апостолы пришли в юдоль Асафатову (Иосафатову долину), помышляя о неверном человеческом роде; апостолы выражали пожелания, да разумеют люди учение Отца своего Небесного и да не внидут в великую прелесть, поклоняясь многим
1) Прил. X» 5.
2) Прил. № 4.
[127]
богам: Перуну, Хорсу, Дыю, Трояну и многим другим. Уиомянутые лживые боги были некогда старейшинами: Перун в Еллинех, Хорс в Кипре, а Троян был царем в Риме; другие же в иных местах; некоторые из них были добрые мужи, а другие разбойники. Итак, по мнению наивного составителя „слова и откровения св. апостолов", Перун был старейшина эллинов, а Хорс старейшиной на острове Кипре. Это толкование сделано составителем под влиянием Хронографа Георгия Амартола, след. сам писавший о Хорсе и Перуне ничего не знал об этих богах, кроме их имен. Чем дальше шло время, тем тускнее и непонятнее делалось древнее язычество. Наши книжники знали из книг имена своих древних богов, а народ не помнил даже и имен. Чтобы осмыслить древнюю славянскую мифологию, обращались к греческим хронографам, сближая имена древних славянских божеств с божествами греко-римского мира. Были попытки изъяснить русскую мифологию на основании польских историков (напр. Стрыйковского). Наконец имена русских богов изъяснялись на основании Библии.
Показателем того, как у нас в позднейшую эпоху представляли древнерусское язычество, может служить Густинская летопись и статья Синопсиса, из которого сделана выдержка, находящаяся в ркп. Моск. Румянц. Музея. 1) Указанные памятники относятся к XVII в. Кроме общеизвестных русских богов в упомянутых статьях еще перечислены: Подвизд, или Похвист; Лада (Pluton, бог пекельный) - бог веселия, браков и всякого благополучия; дети Лады — Лель и Полель; Купало — яко же у еллин церес; Коляда, праздновавшаяся 24 декабря. Имена богов перевираются: Корта вм. Хорс, Дашуба вм. Дажьбог и проч. Пискаревская статья сообщает, что почитание этих идолов было введено Владимиром во всем его государстве, а в Новгороде, по распоряжению Владимира, идолопоклонство было распространено его племянником Добрынею. Еще более сбивчивые толкования мы находим в одной ркп. Московск. Синод. Библ.: по уверению автора, препростые русские люди богом плодов земных считали Дида, богом строения орудий
1) См. Прилож- 32, стр. 293.
[128]
всякого дела речного Лада; в честь Дида и Лада еллинны с песнями прыгали чрез огонь. Бог животных Коляда; бог водный Лоло.1) Не знаем, заимствованы ли эти сведения откуда-нибудь составителем, или же он сочинил сам эти толкования. Но всяком случае составитель статьи не знал даже имен древнерусских богов и вообще о русском язычестве имел более, чем смутное понятие.
Мы даже имеем попытку объяснить русского Купалу на основании Библии. В ркп. Софийск. библ. ХVІ в. есть такой вопрос: „что ради наречеся Ивань вечер купальницею и коея ради вины полезно еcть на различные лечебные потребы?“. На этот вопрос дается такой ответ: Иванов вечер называется купальницею потому, что 23 июня Товит, по совету ангела Рафаила, купался в реке Тигре и поймал осетра, внутренностями которого спас себя от беса и исцелил отца от слепоты 2).
1) См. прил. № 33. стр. 302.
2) Софийск. ркп. № 1462, л. 82. Рус, Вестн. 1905 г., декабрь. cтр. 466.