Н.М. Гальковский, Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси
Первая половина имени этого бога, слово дажь производят от dah – жечь. Есть и другое толкование. Дажьбог – имя составное, состоящее из повелительного наклонения даждь – от дати-дам-давать и бог-благосостояние, имение, богатство, благодать. Это имя дословно значит, – наделяй, давай изобилие, богатство. А потому Даждьбог равносильно – податель благосостояния, изобилия, богатства, т. е. бог дающий, бог податель. Действительно, все богатство, благосостояние земледельца – славянина зависело от животворящего света и тепла солнечных лучей. Акад. О. Корш допускает оба толкования имени Дажьбога. Признавая правильность толкования Дажьбог от повелительного наклонения даждь, Фаминцын указывает, что всё-таки остаётся не объяснимым исчезновение звука д: почему Дажьбог, а не Даждьбог?. На это можно сказать, что при фонетическом правописании звук д легко мог быть, опущен: произнося слово Даждьбог, мы и теперь скрадываем звук д.
Даждьбог почитался не только одними русскими славянами. Сохранились сказание в Сербии и Болгарии, в которых Дабог изображается могучим врагом христианского бога. Ни форма имени Дабога, ни содержание этих сказаний не исключают возможность видеть в Дабоге позднейший отголосок древнего языческого Дажьбога. Часто употребляемая нами фраза “ дай Бог” не служит ли отражением древнего имени Дажьбога? В Слове о полку Игореве русские называются внуками Дажьбога (солнца):” погыбашеть жизнь Дажьбожа внука”, - “ встала обида в силах Дажьбожа внука”. Известно, что в естественных религиях люди, особенно герои и правители, обыкновенно производятся от богов. Одна детская песенка подтверждает, что в народе сохранилось смутное представление о людях, как о детях солнца.
Cолнышко, солнышко, Взгляни в окошечко, Твои детки плачут, Пить, есть просят.
В Ипатьевской летописи находится указанная раньше вставка из хроники Малалы, где Гелиос отождествляется с Дажьбогом: “ и по сем (после Сварога) царствова сын его, именем солнце (Гелеос), его же нарицють Дажьбог…Солнце царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог”. Почти те же самые выражение стоят в рукописи 15-ой, заключающей перевод Малалы. Итак, солнце и Дажьбог – синонимы. Аничков полагает, что Дажьбог был божеством одного из подчинённых Владимиру славяно-русских племён, черниговской Руси. Основание утверждать это не имеется.