Н.М. Гальковский, Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси
Среди идолов Владимировых весьма загадочным является Симаргл. Значение этого слова до сих пор не выяснено. Не известно даже, это одно божество или два: в разных памятниках правописание различное. В Начальной летописи читаем, что в 980г. Владимир поставил на холме среди других кумиров – Симарьгла. В слове Христолюбца сказано: “ веруют… и в Сима и в Рьгла (Ерьгла)”. В позднейших произведениях одно название – Си (е) маргл или Семургл. Предполагают, что Сим и Регл – слова сирийские: “ В числе ассирийских народов, переселённых в Палестину в конце 7 века пред. Р.Х., упоминаются два народа, которые принесли с собою отечественных богов и поклонялись им в новых жилищах своих”. В Библии (4 Царств, 17, 30) есть такое место:” Кутийцы сделали Нергала (греч. ‘Έργελ), Емафяне сделали Ашиму” (греч. ‘Ασμάθ). Прейс предполагает, что Сим был бог огня, так как asi по персидски значит – чистота. Забелин признаёт, что Сим и Регл слова ассирийские, обозначают поклонение огню. Эти божества заимствованы русскими от обитателей Киммерийского Воспора и южного Черноморья. Сим и Регл известны по древнегреческой надписи Понтийской царицы Комосарии (2 или 3 век до Р. Х.), открытой в древней Тмутаракани, на Таманском полуострове. Интересна догадка Фаминцына. Он полагает, что из разнообразных чтений двух божеств самое правильное Сима (Сема) Ергла; буквы ь и г (ерь и глагол) появились вследствие ошибки переписчика, вместо ы (еры). Исправить правописание, получим Сима Ерыла, т. е. Ярила; а слово Сим или (Сем) может быть объяснено древне-сабинским semo, что означало гений, полубог. Употребление древне-италийского термина, по мнению Фаминцына, не должно удивлять нас, если принять в расчёт близкое соотношение славянской мифологии вообще с древне-италийскою, что подтверждается целым рядом аналогий. Квашнин – Самарин признавал одно божество – Симаргла; по его мнению, это славянское имя богини молнии, т. е. громовницы (от корня си, светлый, сивый, “ сивая молния”, марг – моргать). Наконец, руководясь санскритом, дают такие толкование. Симаргл (сима или симан – граница; ракха – страж, покровитель; кала – Яма, бог смерти) пограничный страж Яма. Мокошь (Ма – Яма, Сива или иной бог; кашта – граница, порубежье) значит – пограничный, порубежный Яма или Сива, или другой бог. Следовательно, Симаргл и Мокошь означают одно и то же. В этих божествах видят намёк на каменных баб, в глубокой древности поставленных на курганах.
Все приведенные объяснения почти ничего не разъясняют, что такое обозначают эти слова – Сим и Регл. Наибольшего внимания заслуживает мнение Фаминцына относительно Ерьгла – Ерыла-Ярила; но Сим остаётся необъяснимым. Наконец слово Симаргл толкуют, как Семи-Ярило, предполагая, что здесь имеется в виду идол Ярилы с семью головами. В настоящее время мы не можем удовлетворительно объяснить значение этих божеств или божества. Может быть, Сим и Ергл (или Симаргл) были божеством какого ни будь народа, подвластного Владимиру. В народных преданиях Сим и Регл не сохранились, и сказать о них, что либо положительное мы не имеем возможности. Выражаем догадку: не представляет ли слово Симаргл переделку Симург, название фантастической птицы иранских сказаний?