Н.М. Гальковский, Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси
Мокош рядом с вилами упоминается в Синод. Рук. № 954 и в Слове Златоуста, в слове Христолюбца; Макош или Мокош упоминается в Рук. Рум. Муз. Собр. Пискарёва № 153, 98 л. и Синопсисе. Имя это вероятно заимствовано откуда-то, но нельзя указать источник заимствований. Прейс считал Мокошь Астартою; другие считают её богиней ветров и воды. Е. Барсов полагает, что Мокошь – богиня, покровительница овцеводства, пряжи, шерсти – вообще бабьего хозяйства. Треба ей заключалась в том, что при стрижке овец в ножницы кладут на ночь по клоку шерсти. Когда не остриженные овцы вытирают шерсть, то говорят: “Ой, Мокуша остригла овец”. После всех толкований слово Мокош остаётся тёмным и необъяснимым. – Если отождествить Мокош с Мокушь, то в 16 столетье этим именем называли знахарку. В одном худом номоканунце 16 века духовник спрашивает женщину: “Не ходила еси к Мокуше”?. Чехи почитали Мокошь божеством дождя и сырости, и к нему прибегали с молитвами и жертвоприношениями во время большой засухи. По мнению Шеппинга, в христианский период это верование перенесено на прор. Илью, которого называют мокрым. – Возможно, что Мокошь заимствована нашими предками от финнов: Мокша правых приток Оки, где ещё не так давно обитали финны.
Выскажем нашу личную догадку относительно Мокоши. В слове Златоуста обличаются те, которые “начаша жрети…. вилам и мокоши, оупирем и берегыням”. Вилы – это русалки, души умерших женщин; берегини, вероятно, то же самое; упыри, – несомненно, покойники. Очень возможно, что и Мокошь, упоминаемая среди названий умерших, также дух умершего, скорее обитавшего в воде, чем на суше. – О культе мёртвых смотрите ниже.
Переплут – относится к таинственным и загадочным божествам. В числе других богов Переплут упоминается: в “слове св. Григория” по Софийск. списку, ркп. № 1295 и “слове Иоанна Златоуста о том, како первое погании веровали в идолы”. По свидетельству этих памятников, в честь Переплута пили “вертячеся в розех”. Это может означать, что пили из рогов. По санскритски слово рози, розь – непрерывный ряд, цепь гужем, гусем, вереницей. Может быть, в честь Переплута пили во время вождения хороводов? За неимением фактических данных, сказать что-либо определённое о Переплуте нет возможности. Высказано мнение, что “Переплут то же, что Ярило”. Впрочем, автор этого мнения сам сознаётся, что руководится только “чутьём”, т. е. утверждает голословно.
Выскажем следующую догадку. В состав слова Переплут входит глагол – плутать, что, значит, – сбиться с дороги, заблудиться в лесу, каковое несчастье обыкновенно приписывается лешему. Плути – значит плыть, путешествовать по воде. Принимая во внимание, что в наших лесах и теперь много болот и озёр, мы можем предположить, что в доисторическую эпоху наши леса, вследствие обилия в них озер и болот, были весьма затруднительны для путника, который весьма легко мог в них запутаться, сбиться с пути, заблудиться. Весьма возможно, что Переплутом называли божество леса, которое любит заплутать человека в чуждой для него стихии. Если наше предположение, верно, то под Переплутом следует разуметь лешего. – Полагаем, что Мокошь и Переплут действительно были почитаемы. Но есть божества сомнительной достоверности. В статье “о идолех Владимировых” упоминаются: Позвизд, Ладо, Лель и Полель, Услад или Ослад. В поучении в понеделок Св. Духа упомянуты боги Лада и Лоло. В “исповеди каждаго чина по десятословию” упомянуты Лада и Лель. Доказано, что божества Лада не существовало. О Позвизде, Усладе, Леле и Полеле упоминается в памятниках не раньше 17 века, к каковому времени о древнем язычестве и языческих богах не сохранилось никакого представления. Древняя Русь таких богов не знала. Имена указанных богов – это измышление наших книжников позднейшего времени.