Н.М. Гальковский, Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси
Другим могущественным средством борьбы церкви с язычеством было слово убеждения. Наши древние писатели, как мы уже и отмечали, главным образом излагали истины христианского вероучения или же поучали правилам христианской жизни. Обличения язычества делались вскользь, мимоходом. К писателям, оставившим нам в своих сочинениях обличения древних языческих верований, относятся следующие: Серапион Владимирский, митр Даниил, Максим Грек и Симеон Полоцкий. He вдаваясь в сложные подробности, требующие специального исследования, отметим, что мы не считаем преп. Феодосия автором притсываемых ему слов—„о казнях божиих" и „о тропарных чашах“.
У упомянутых писателей собственно нет обличения язычества в прямом смысле: с течением времени язычество забывалось, но оставались в народной памяти обряды, обычаи, поверья, начало которых крылось в древне-языческих верованиях. Ворьба с этими традициями была в сущности борьбой против древнего язычества, точнее с остатками язычества в народной памяти.
1) Напечат. Ж. ?. ?. П. ч. 271, стр. 285—300.—Р. И. В. VI, дополнения, стр. 347; статьи 1, 4, 17, 19, 26.
2) Р. И. Б. VI, стр. 142.
[112]
Кроме прои.зведений, принадлежащих определенным писателям, древняя письменность имеет еще огромное количество слов и поучений анонимных или же приписываемых святым отцам, на самом же деле принадлежащих русским писателям. Многие из этих произведений посвящены борьбе против остатков язычества в русском народе. На основании этих памятников мы можем судить, как смотрели наши книжники на свое древнее язычеетво, и как они его понимали. Изучение памятников этого рода показывает, что излагаемые там взгляды заимствованы из святоотеческой литературы или же непосредственно обоснованы на Библии. Язычество по учению Библии возникло вследствие забвения истинной богооткровенной религии; осуетившись в умствованиях своих, нечестивцы заменили истину Божию ложыо и стали поклоняться и служить твари вместо Творца 1).
Итак, язычество — это поклонение твари. Этот взгляд был усвоен нашими писателями. В слове и откровении св. апостол 2) говорится, что люди впали в великую прелесть и обоготворяли людей: Перун был старейшина в еллинех, Хорс в Кипре и проч. В слове истолкованном мудростью о твари и о недели заповедуется поклоняться Единому Богу, а не твари, написанной во образ человеч 3). Но почитание стихий и видимой природы у нас было очень скоро предано забвению, и нашим книжникам не было нужды укорять русских людей, что они кланяются твари.
Рука об руку со взглядом на язычество, как на поклонение твари, существовал у нас другой взгляд, что язычество — это служение диаволу, а древние боги — это бесы. Этот взгляд, как и первый, был также основан на Библии. Во Второзаконии и Псалтири приношение жертв богам чуждым названо служением бесам 4). В Книге Царств пророк Самуил учит, что языческие боги — ничто 5). Надлежащее уяснение взгляда на язычество дано
1) Римл. И, 19—25.
2) См. прилож. № 4, стр. 51—52.
3)Прилож. № 7, стр. 79.
4) Второзаконие 32, 17; псалом 105, 37.
5) И Книга Царств, 12, 21.
[113]
в Новом Завете. Апостол Павел не утверждает, что „идол есть что-нибудь“; но в то же время он говорит, что „язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу“ 1). Иначе говоря, по апостолу идол ничто; но язычники, почитая идолов, творят угодное диаволу и находятся в его власти; они заблуждающиеся, но не бесопоклонняки в собственном смысле.
Глубокая мысль ап. Павла не была достаточно уяснена нашими древними книжниками, и потому взгляды их не отличаются ясностью. Энергичный автор слова некоего христолюбца почитание древне-русских богов и древние языческие обычаи прямо называет службой идольстей 2). Резкий взгляд христолюбца на идолопоклонство, как на служение бесам, содержится только в слове к невежам и слове Златоуста како первое погании веровали идолам 3), где сообщается, что для навий готовили бани и ставили трапезу: ночью приходили бесы, мылись в бане и съедали и выпивали пищу и питье. Но мы не имеем возможности определить, кто по мнению писателя приходил: навья, которых в таком случае необходимо отождествлять с бесами, или же вместо навий приходили бесы, обманывая легковерных родичей чествуемых покойников. Кажется, древние писатели склоняются к последней мысли. Составитель слова Исайи пророка 4), страстно нападая на рожаничный культ, всюду в свое обличение вносит какую-то двойственность: говоря о трапезе роду и рожаницам, автор здесь же делает прибавку о черпании бесам; в другом месте сказано: „работающе бесом и слоужаще идолом, и ставяще трапезу роду и роженицам". Повидимому, автор не отождествляет рожаничный культ с служением бесам, а говорит об этом параллельно, не давая себе отчета, что же это такое — род и рожаницы: род и рожаниц он считал кумирами суетными и даже одним кумиром („поете песнь бесовскую идолоу родоу и рожаницам“). В конце слова ставленье рожаничной трапезы считается делом ничтожным, „пустошным творением“. Сле
1) 1 Коринф., 10, 20.
2) Прил. № 3.
3) Прил. № 1 и № 5.
4) Прилож- № 8, стр. 86—89. 8
[114]
довательно, с точки зрения самого автора слова рожаничный культ отнюдь не был служением диаволу. 0 бесопочитании же говорится для отвращения от древнего обычая.— В других памятниках поклонение твари и идолам и всякого рода древние обычаи уже смешиваются. В слове св. Григория рожаничная трапеза хотя и названа „проклятым ставленьем", но автор признает, что этот обычай суще-ствует на хулу святому крещению и на гнев Богу 1). К числу таких деяний отнесено и почитание дня недели, написанной женой, в человеческий образ — тварь 2). В слове Златоуста, како первое погании веровали в идолы ночитание идолов и жертвы молнии, грому, солнцу и луне не отделяется от поклонения Перуну, Хорсу и другим богам; кто так делает, тот бежит к диаволу, который хочет вовлечь нас в дно адово 3). Итак, язычники и те, кто живет по древним языческим традидиям, чтут не бесов; они только омрачены дьяволом и творягь его волю. Совершенно такой же взгляд содержится в слове св. Дго-нисия о желеющих 4). Игры и пляски предосудительны потому, что это дело пустошное, отвлекающее от праведной жизни. В играх почет и слава дъяволу, так как любители таких развлечений творят супротив Божию закону 5).
Таков взгляд наших древних книжников на наше древнее язычество. Чем дальше шло время, тем меньше речи в нашей литературе о язычестве. Обличения, конечно, продолжаются; но обличается не язычество, а грех, нарушение христианской заповеди. Если мы и уолышим в позднейшие века о язычестве, то это говорится по старой привычке, как риторический прием 6).
Содержание безыменных слов и поучений мы разбираем в соответствующих главах нашего исследования, а самые произведения с комментариями напечатаны во втором томе настоящего труда.
1) Слова Григория по Паисиеву Сборн. Прил. № 2, стр. 25,
2) Ibid To же слово по списку Соф. биб. № 1295.
3) Прилож. № 5, стр 59—60.
4) Прилож. № 17, стр. 169.
5) Поучение христианам Иоанна Златоуста. Прилож. 16 22, стр. 194.
6) Прилож. ?1» 32, № 33.