Н.М. Гальковский, Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси
Средством борьбы против язычества служили также следующие сочинения канонического содержания, составленные отдельными лидами.
1. „Правило церковное вкратце" митр. Иоанна II, написанное к Иакову Черноризцу, которое должно быть относимо к так называемым каноническим ответам. Правило обличает языческие жертвы, волшебство, бесовское пенье, светские развлечения и языческие формы брака 2).
2. „Вопрошание Кириково“ — собрание ответов на вопросы новгородских духовников Кирика, Саввы и Ильи, полученных ими от разных лиц, преимуицественно от епископов Нифонта (1129—1156 гг.). „Вопрошания Кирика" показывают, что наше духовенство ревностно cтаралось провести христианские принципы во все, даже мелкие случаи жизни. Нас не должна удивлять мелочность предписаний новгородских духовников своим духовным детям: старое язычество еще жило в сознании народа, а все старое было грешным, бесовским. Необходимо было строить жизнь на новых христианских началах. Обыденная жизнь
1) Главы 41, 92, 93.
2) Напечат. Р. И. Б. VI, стр. 1—20; правила 7, 15, 25, 31. К разряду частных сочинений калонического содержания следует также отнести „Устав белечский" или „Заповедь св. отец", приписываемый митр. Георгию, упоминаемому под 1072—1073 г. В уставе Георгия порицается брак без церковного благословфния, празднование коляды, верование во встречу, чох и проч. Правила 127, 137, 105, 126. Памятник издан и признается подлннным Е. Е. Голубинским. Иот. р. ц. 1, 1, 436; 1, 11, 530—551. Подлинность „устава белечского“ оспаривается. Никольский. Материалы, 199 стр. Петухов. Сералион Влад. 138 стр., прим. 4,— Смирнов. Древне-русский ду-ховник. Моск. 1913 г. Материалы стр. 387.
[110] состоит из мелочей, а потому необходимо было их касаться 1). В некоторых вопросах слышится отголосок языческой старины. Изрекается грозное порицание крающим роду и рожанице хлебы, сыр и мед 2), порицаются открыто живущие с наложницами 3). Был языческий обычай привораживанья: жены омывали свое тело водою и давали пить эту воду охладевшим к ним мужьям 4). Во время болезни женщины носили детей к волхвам. За это налагалась епитимия от 6 до 3 недель, смотря по возрату согрешивших: молодые женщины подвергались меньшему наказанию 4). Обыкновенно говорят, что „вопрошания" Кирика показывают еще чисто младенческое понимание веры в народе, который обращал внимание только на букву и внешнюю форму, на разные мелочи, которые только и были доступны для его разумения 5). Конечно, в вопросах Кирика не мало наивности и мелочей. Зато в ответах Нифонта видно истинное понимание христианства. Для правильной оценки вопросов Кирика необходимо принять во внимание, что Кирик был духовником. Духовническая практика и побуждала его обращаться к Нифонту с недоуменными вопросами. В значительной степени в вопросах Кирика, Саввы и Ильи отразились взгляды русских людей XI века; но в общем, как возникшие под влиянием епитимийных традиций востока, а может быть и запада, вопросы Кирика, вероятно, отражают состояние епитимийной литературы в X—XI веках. В вопросах Кирика в большинстве случаев упоминается о таких грехах, какие вообще встречаются в исповедных вопросах; чтобы согласиться с этим, стоит только просмотреть 3-й том Тайной исповеди Алмазова. To, что приписывается в „вопрошаниях" личности Кирика или двух других духовников, то, вероятно, в большинстве случаев должно быть поставлено в зависимость от материала, который был под руками Кирика. Мы при этом предполагаем, что „вопрошания", иыенно в своих сомнительных местах,
1) Смирнов. Древне-русский духовник. М. 1913 г. стр. 130.
2) Р. И. Б. VИ, прав. 33, стр. 31.
3) Ibid., прав. 69, стр. 41.
4) Ibid., прав. 14, стр. 60.
5) Ibid., прав. 18, стр. 60.
6) Порфирьев. История русской словесности. ч. 1, 1870, стр. 329
[111]
находятся под влиянием „плохих номоканунцев", конечно, занесенных к нам первоначально из Греции или с Балканского полуострова, на который они попали из той же Греции.
3. Поучение Новгородского арх. Илии—Иоанна, в котором архипастырь убеждает воздерживаться от пьянства н ростовщичества, игры в кости, хождения к волхвам, крестного целования. Священники должны венчать тех, кто сожительствовал без церковного благословения и унимать мирян от святочных игр и кулачных боев 1).
4. Правило митр. Максима (грек, рукоположен в 1283 г., умер в 1306 г.), содержащее между прочим обличение тех, кто держал жен не от св. апостольские церкви, также о посте в среду и пяток 2).